Эволюция -- проявление латентных возможностей. В каждомпредмете (вещи) содержатся все вещи. В семени содержится деревов дереве -- лес. Поэтому правомерно считать, что разум содержитсяв многочисленных мирах природы, а не только в том мире, центромкоторого является человек. Та же мысль может быть выраженадругими словами, а именно утверждением, что сознание пуще всемформам жизни. Оно является самой основой акта сотворения,представляет собой силу эволюции. Жизнь, сотворение ир эволюцияпредставляют собой стадии развития сознания. В мире нет ничего,что было бы лишено чувств, ничего, что было бы запятнанным илилишенным духовного начала, ничего, что бы не представлялоисключительной ценности в космосе. Жизнь построена на взаимныхсвязях, для нее характерны взаимные зависимости, взаимосвязи,система взаимного вскармливания и заботы, причем не только вфизическом плане, но также и психологически и духовно.
Поэтому сознание не исчерпывается мыслью, тем более неисчерпыывается оно и интеллектом или разумом. Это -- ощущениежизни и связи со всем сущим. Сознание, как чистое ощущение,существует уже на уровне растения, оно таится в минералах, даже всамом атоме. Элементарное притяжение и отталкивание, подобнылюбви и ненависти, сходству и различию. Именно по этой причинедревние пророки Индии утверждали, что существует только Я, чтоединство является основой всего сущего -- что единство жизниявляется единством сознания.
Под этим мы понимали, что любая форма жизни обладаетспособсностью к ощущениям, что все является, с точки зрениясознания, очеловеченным. Подлинный гуманизм, что представляетсобой гуманное сопереживание со всеми формами жизни, являетсяпервоосновой жизни. Иногда со стороны растений и животных мывидим большую способность к сопереживанию, чем со сторонынекоторых людей, которые зачерствели в своем чувствеисключительной принадлежности к человечеству. Ведь только когдамы поднимаемся до того, чтобы смотреть на все вещи как наочеловеченные, мы оказывваемся способными вести подлинночеловеческую жизнь. Такой урок преподносят нам растения и травы,существование которых основано на единстве природы и, благодаряему, мы можем вернуться к лучшему пониманию нас самих.
Человек, являясь микрокосмом, содержит в себе все прочие миры-- элементарный, минеральный, растительный и животный. Растениеже несет в себе потенциал человеческого бытия. Напротив, в человеке содержится первичная энергетическая структура растения. Можно сказать, что наша нервная система является деревом, растительная сущность которого человечна. По этой причине растения могут непосредственно общаться с той чуственной основой, которая делает нас подлинно человеческим существом.
Назначение рпастительного царства состоит в том, чтобы датьпроявиться чувственному началу. На уровне растений чувствасуществуют в чистой и пассивной форме. Животный мир и мирчеловека проявляет чувственную сферу более активно и болееобособленно, но зачастую -- с меньшей красотой. Сознание врастениях находится на первичном уровне единства; поэтому оноболее психично и телепатично.
Формы жизни -- это станции, призванные принимать и передаватьте силы, посредством которых питается все сущее. Все существуетдля для того, чтобы питать все другое и, в свою очередь, чтобыпитаться самому. В этом смысле каждое царство служит целипринимать и передавать жизнь. Эта жизнь заложена в феномене светаи в передаче звездных или астральных сил.
Земля, как гигантский рецептор или радиостанция, поглощаетили испускает звездные и космические силы, подлощенная сущностькоторых растет и проявляется в виде жизни. Не все из этих силявляются материальными. Они представлены также изощреннымиэнергиями оккультного или духовного характера. Растения передаютвитально-эмоциональные импульсы, жизненную силу, которая скрыта всвете. В этом состоит особый дар, особая благодать и силарастений.
Растения приносят нам любовь, питающую силу солнца, котораясовершенно идентична энергии всех звезд, всего света. Этикосмические виды энергии, излучаемые растениями, таким образомпитают, поддерживают и побуждают к росту наше собственноеастральное тело.
В этом плане жизнь растений представляет собой великолепное подношение и громадную жертву. Они предлагают нам не только ту, пущую им питательную ценность, но и в подлинном смысле слова
свет и любовь звезд из космоса, чьими посланниками они являются. Они несут нам свет мироздания с тем, чтобы мы могли слиться с жизнью мироздания. Таким образом, они существуют как для целей психологического, так и физического питания. Отсюда следует, что наши чувства являются нашими внутренними растениями, нашими внутренними цветами. Они произрастают в соответствии с нашим пониманием природы всей жизни.
Созидание -- это свет. В Ведах, древних летописях Индии,великий бог Агни, перпопричина огня, Божественный прорицатель --Воля создает миры и допускает мироздание в цикл самопревращений.
Назначение растений -- превращать свет -- в жизнь. Назначениеже людей -- превращать жизнь -- в сознание, в любовь. Эти триэлемента -- свет, жизнь и любовь являются чем то единым, одно изних -- выражение другого, три измерения одного и того жесуществования. Растения превращают свет в жизнь путемфотосинтеза. Человек же превращает жизнь в сознание черезвосприятие, через акт непосредственного восприятия пророксозерцающий становится предметом созерцания, наблюдатель --предметом наблюдения. Санскритское название растения osadhi --буквально означает сосуд или сознание, dhi, в которомпроисходит горящая трансформация, osa. В Велах это может означатьне только растения, но и все элементы сущего.
Человек -- это растение, несущее сознание. Растение, котороеосуществляет сходный процесс на более низком уровне эволюции,питает наше сознание и нервную систему, таким образом облегчаяэтот процесс. На высших уровнях -- также, как на низших всемироздание -- это метаморфозы света.
Во внешнем мирре находящееся в центре солнце являетсяисточником света и жизни. Во внутреннем мире также находящееся вцентре солнце -- источник жизни. Это внутреннее солнце -- нашеподлинное Я, то, что древние называли Пуруша или Атман. Растенияобеспечивают наше приобщение к энергии внешнего солнца, тогда какнаше внутреннее растение, наша нервная система реализует нашеприобщение к внутреннму солнцу. Создание должной связи междувнешним растением и внутренним растением завершает, такимобразом, кругооборот света и жизни, и устанавливает свободноетечение сознания, в котором сознание оказывается освобожденным,то есть соединяет одно солнце с другим, воссоединяет внешнее свнутренним, превращает нашу жизнь в подлинный праздник восторга.
Когда растения или трава используются надлежащим образом, апри этом высвобождается их подлинная сила -- это означает общениес ними. Когда мы, общаясь с растением, как бы сливаемся с ним, тооно витализирует нашу нервную сиистему и придает силы нашемувосприятию. Это означает, что мы видим в растении ценность,сродни священной, видим в нем средство общения со всей природой.Таким образом, подобно мантрам, каждое растение помогаетактуализировать потенциал космической жизни, представителемкоторой оно является.
По этой причине многие древние народы глубоко почитали растительное царство. Соответствующее чувство вовсе не было проникнутым предрассудками, трепетом, либо простым восприятием красоты.
Оно определялось восприятием силы, которую растения нам придают. При этом соответствующая сила не исчерпывается той ее толикой, которая связана с поеданием растения, но обусловлено всем нашим общением с ним.
Пророки древней Индии подходили к лечению и травам с позицийименно такого сознания. Их наука не была наукой, основанной наэксперименте, а носила форму прямой причастности.Экспериментирование означает определенное ударение, дистанциюмежду наблюдателем и предметом наблюдения. субъектом и объектом.В результате экспериментирование предусматривает опосредование,измерение, перевод на другой язык. При анатомическомобследовании трупа исключается проникновение в душу.Непосредственное восприятие, или медитация, является предметомнауки йога. Йога позволяет проявиться сущности, имманентномуэлементу. Когда это свершается, то полностью обнаруживает себяматериальный и духовный потенциал.
Соответствующие пророки, благодаря йоге восприятия, моглислышать то, что говорят растения. И растения открывали своисекреты, многие из которых намного более изощренны, чемвозможности химических анализов. И если мы будем подходить крастениям сегодня с тех же позиций -- не как к средству длянашего эгоцентризма, а как к интегральному компоненту нашегоподлинного единства, то тогда истинная ценность растения будетслужить нам как благодарному пользователю.
Таким образом, чтобы стать подлинным гербалистом, следуетсделаться пророком. Это означает -- чувствовать природурастения. Общаться, будучи проникнутым, готовым к восприятию, кприятию сознанием излучаемого растениями света мироздания. Этоозначает также -- научиться слушать, когда растение говорит,говорить с растением, как с другим человеком и видеть в немсвоего учителя.