Шесть элементов вкуса, если подходить к ним с позицийвызываемого ими пост-переваривающего эффекта, редуцируются дотрех, так называемых випака. Сладкий и соленый вкусы обладаютсладкой випакой, кислый вкус имеет кислую випаку, тогда какгорький, вяжущий и едкий вкусы обладают едкой випакой.
Эти пост-дигестивные эффекты связаны с процессами усвоения ивыделения, являющимися ключевыми моментами пищеварения. Перваястадия пищеварения осуществляется в ротовой полости и кишечнике;она заключается в увлажнении, с превалированием при этом сладкоговкуса. Вторая стадия пищеварения проходит в желудке и тонкомкишечнике; при этом главным процессом является нагревание, адоминирует при этом кислый вкус. Третья стадия совершается втолстом кишечнике, и заключается в подсушивании, доминирующимоказывается едкий вкус. Эти стадии представлены капхой, питтой иватой соответственно.
Травы, особенно в условиях длительного использования,обнаруживают тенденцию к усиливанию той доши, випакой которой ониобладают. Сладкие и соленые вещества способствуют отделению слюныи других выделений капхи. Кислые травы стимулируют выделениежелудочного сока, желчи и других проявлений питты. Горькие, едкиеи вязкие травы усиливают сухость и газообразование в толстомкишечнике, усугубляя тем самым вату.
Сладкие и кислые випаки, в силу пущего им увлажняющегокачества, способствуют легкому и комфортному выделению мочи,экскрементов и газов из тонкого кишечника. Едкие випаки, в ввидуих подсушивающих свойств создают затруднение и дискомфорт ввыделении отработанных продуктов организма.
Сладкая випака стимулирует также секрецию капхи, включаясекрецию спермы и сексуальных секретов, и обеспечивает ихкомфортные выделения из организма. Кислая випака усиливает питтуи образование кислых соединений в организме, а также снижаетнаработку спермы и половых выделяемых (хотя эта випакастимулирует другие тканевые элементы организма).
Едкая випака способствует газообразованию, возникновениюзапоров и вызывает болезненное мочеиспускание. Она также снижаетформирование спермы и сексуальных секретов, создавая трудности идискомфорт при их выделении из организма.
Сладкая, а также кислая випаки усугубляют капху, оказывая вто же время смягчающий эффект в отношении ваты. Едкая випакаусугубляет вату, оказывая редуцирующий эффект в отношении капхи.Кислая випака усугубляет питту, тогда как сладкая випакаредуцирует ее. Едкая випака имеет тенденцию к усугублению питтына протяжении достаточно длительного времени.
Пост-дигестивный эффект создает дополнительные предпосылки кпониманию действия трав, особенно когда речь идет об ихдлительном использовании. Это -- концепций, пущая толькоАюрведе. ПРАБХАВА, ОСОБАЯ СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ
Вкус, энергия и пост-дигестивный эффект представляют собойлишь общие категории для понимания свойств трав. Травы обладаюттакже более тонкими и более специфическими качествами, которыевыходят за рамки рационального и которые не могут быть исчерпаныпонятиями энергетики. Прабхава может быть определена как особоекачество соответствующего растения. Оно представляет собойуникальную характетику растений, независящую от каких-либообщих правил, относящихся к данному растению.
Некоторые травы обладают тем или иным качеством, несообразующимся с их базовыми энергетическими характетиками.Например, BASIK, который, будучи согласно классификации,средством нагревающим и повышающим энергию, тем не менее помогаетнагреваниями. Некоторые свойства трав, например, такое, как ихсильное слабительное действие, также не определяетсяисключительно энергетическими характетиками. Другие травы,имеющие те же энергетические характетики, могут существенноотличаться по их специальным, индивидуальным эффектам. Одно изэтих растений может быть слабительным, тогда как другое может необладать соответствующим действием. Все это относится к прабхаве.
Прабхава включает оккультные свойства растений, ихспособность влиять на сознание и психику человека самымнепосредственным и тонким образом. Особая и трансцендентная вотношении рационального начала сила мантры и ритуалов, равно каки внешнее использование драгоценных камней с тем, чтобыпроизвести внутренние сдвиги в организме также относятся к сферепрабхавы. Прабхава включает действие ауры, астральный и магнитныйэффекты, а также радиационные воздействия. Даже некоторыезаболевания, такие, как рак, возникают как следствие прабхавы,или специального предрасположения, этиология которого выходит зарамки рационального объяснения и логических построенийматериалистического сознания.
Аюрведа изучает оккультные и духовные эффекты веществ и неограничивается лишь материалистическими, основанными лишь нахимических позициях, теориями. Аюрведа отдает себе отчет вдостоинствах и ограничениях систем и использует их лишь как общуюустановочную позицию, а не как непреложное правило. Эта духовнаяориентация является прабхавой Аюрведы, особой силой, которойможно овладеть на основе Аюрведы.
В то время как прабхава растений Индии широко известна,прабхава западных растений во многом неизвестна или забыта.Несомненно, наши американские индейцы, располагали сходнойинформацией, однако они утратили ее в силу преследований,жертвами которых они были со стороны белого человека. Перед намистоит задача применить, со тщательностью и последовательностью,науку об энергетике к растениям Запада; при этом следует отдаватьсебе отчет в том, что исключения также оказываются правилами.