:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Даосский Омолаживающий Самомассаж: П .. | Микрокосмическая Орбита: Часть Треть .. | Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичник .. | Двенадцатая неделя Дыхание Управляющ .. | Микрокосмическая Орбита: Часть Пятая .. |


Урок восьмой (Жизнь йога)



ТЕОРИЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ

Не освоив таких, поз, как «Свеча» или «Полный наклон назад», можно, тем не менее быть хорошим йогом. С другой стороны тот не переступил еще порога йоги истинной йоги — кто не научился фиксировать свой ум на какой-либо идее, концентрироваться, медитировать, следуя при этом твердым правилам. Поэтому так важен данный урок, посвященный концентрации ума.

Концентрация является противоположностью рассеянности Это состояние ума, который, так сказать, выслал свои способности в разведку (в поисках объекта для размышлений), а затем пытается призвать их обратно, к рассмотрению какой-либо идее.

Собственно говоря, существует два вида концентрации. В случае активной концентрации (назову ее так), мы прилагаем свои силы к единственному объекту, единственной идее. При пассивной концентрации мы отдаем себя, быть может сами того не замечая, воздействию некоторого предмета или идеи. При этом активизируется один неизмеримо важный фактор человеческой жизни: подсознание. Искусство йога освобождает подсознание, дает ему повод и средства для работы.

«Утро вечера мудренее» — Говорит пословица. И верно: во время сна, когда наше сознание отдыхает, силы подсознания работают над решением тех проблем, которыми мы, по всей видимости безуспешно, занимались днем. Ночь вернет в нашу голову идею, которая была забыта, а вернее, отброшена (поскольку мы не видели, куда она ведет), раскроет ее богатства, и при пробуждении мы, возможно, о ней вспомним.

Вот другой пример: нас заботит какая-то проблема; мы рассматриваем ее под различными углами, обсуждаем, тревожимся из-за нее — все бесполезно. Допустим, какое-то происшествие отвлекло нас от этих мыслей. Внезапно мы видим решение как на ладони. Мы безуспешно стараемся вспомнить чье-то имя, а когда перестаем, о нем думать, оно всплывает у нас в мозгу.

Представим, себе писателя, который обдумывает какой-то замысел и наносит на бумагу .возникающие при этом мысли. Он проявит мудрость, если, закончив страницу, отложит записи и возьмется за другое занятие. На следующий день принявшись за прежнюю работу, он обнаружит, что без особых усилий может внести в нее улучшения и усовершенствования. Самые удачные речи редко произносятся так, как они были написаны. Между тем временем, когда оратор с ручкой в руке, суммирует свои идеи на бумаге, и тем, когда он произносит речь, совершает свою работу подсознание и возникают в уме эффектные фразы.

Эти взятые из повседневной жизни примеры показывают, .что два вида концентрации действуют совместно. Активная концентрация (сознательные усилия) обыкновенно пред-«шествуют пассивной (работе подсознания). Но бывает и наоборот. Главное понять, что концентрация это не только громадное напряжение ума, направленное на то, чтобы подавить привычную неустойчивость мыслительных процессов и* принудить ум выделить из многих объектов один нужный. Поняв процесс концентрации, мы приходим к мысли о том, чтобы довериться своему подсознанию или- более тонким силам человеческого ума.

ПРАКТИКА

МЕТОД КОНЦЕНТРАЦИИ

За порогом: релаксация и сосредоточение

Порогом концентрации, как мы узнали из седьмого урока, можно считать умение сосредоточивать внимание. В этом умении мы практиковались «пассивно» (и таким образом уже применили один из главных принципов" концентрации по методу йогов), стараясь отдаться во власть образам, шумам "и разнообразным ощущениям — впустить их в себя. Теперь сделаем еще один шаг: будем анализировать и сосредоточиваться. Несколько конкретных примеров покажут нам, как это нужно делать.

1. Я усаживаюсь в спокойном уголке своего сада (в «Совершенной позе»); я один, вокруг все тихо. Я неподвижен; ритмическое дыхание или пранайяма привели меня в спокойное состояние. Я просто останавливаю глаза на знакомом пейзаже ( выше, стр. 94-95) и отстраняю от себя все мысли. Я купаюсь в атмосфере покоя, расслабления и отдыха и через несколько минут это состояние естественным образом переходит в концентрацию.

Постепенно я отвлекаюсь от того, что видят мои глаза, и стараюсь выбрать какую-нибудь одну идею. Вокруг меня покой и тишина. Хорошо! Буду думать о «покое – тишине –расслаблении - отдыхе». Буду повторять эти слова несколько раз про себя или шепотом. Таким образом установится связь между физическим состоянием (приятная релаксация), психическим состоянием (ничто не беспокоит) и мыслями; отсюда —легкость концентрации.

В той же атмосфере сознательной релаксации я могу думать и о «свете», «блеске»; если понадобится, я могу вызвать в своем воображении все светящиеся предметы, все виды освещения, какие знаю, от сияния звезд до огня полуденного солнца. От мысли о «свете» я перехожу к мыслям о «свете истины», «который просвещает все рожденные на земле души». Я стану шепотом повторять эти фразы. Я увижу «Слово», которое есть «Свет», я увижу его своим умственным взором:. Хтос, просвещающий мир; Хтос, дарующий свет своим современникам и нам; мною завладеет образ Хта, «света», «воссиявшего в мире». Несколько минут за подобными мыслями—вот первоклассное упражнение на концентрацию.

Если после этого я не нырну сразу же в шумный внешний мир, то подсознание продолжит работу над идеей, занимавшей мои мысли. Это очень важная фаза психологической жизни йога. А назавтра, в том же месте, в той же атмосфере покоя, я снова займусь концентрацией, и из множества идей, подобных совместно горящим светильникам, выберу одну в сделаю ее предметом очередной медитации.

2. Я располагаюсь в «Совершенной позе» в уголке своей комнаты (всегда одном и том же). Не моргая, фиксирую
взгляд на каком-либо объекте — картине, статуе, распятии.
Этот объект я запечатлеваю в своем сердце, вернее, я впускай его в себя и даю ему там утвердиться. Я закрываю глаза и снова вижу этот объект. Я формирую в своем мозгу яркий образ, на котором и буду затем концентрироваться.

Допустим, это распятие. Я концентрируюсь на идее «креста» и пытаюсь определить, с чем она связывается. С мукой? Да, но не просто с мукой, а с такой, которая Принята намеренно, добровольно; эта мука возвышает, облагораживает.

От идеи страдания я перехожу к идее «Силы», «Энергии»— чтобы добровольно принять муку, нужны силы. Я думаю о мучениях, которые перенес сам,—вполне конкретных случаях— и о том, проявил ли я при этом стойкость. Я думаю о том, как нужно вести себя в будущем — быт может, уже завтра; следует показать себя воистину сильным человеком.

Вы поняли, как надо действовать: берете идею, которую будете развивать, я от этой идей («через нее) переходите к размышлениям о самосовершенствовании.

3. Я глубоко дышу и концентрирую внимание на воздухе, поступающем в мои легкие. Я вижу этот желанный воздух,
чувствую, как он заполняет и обновляет все мое существо.
С потоком крови, которую он очищает (при помощи удивительной двух круговой системы «—альвеолы легких служат
тому свидетелями), воздух проникает в самые глубины моей жизни как человека и хтианина, наращивает мои силы и
расширяет сердце. Сконцентрировавшись на этом постоянно совершающемся процессе, я снова возвращаюсь к идее «жизни», «силы», «энергии». Легко видеть как, раз за разом концентрируясь на идее «силы», мы набираемся сил, энергии, уверенности в себе (через действие подсознания).

4. Время от времени я буду, так сказать, подвергать ревизии свою совесть, то есть стану выстраивать перед своим мысленным взором происшествия прошедшего дня, или какого-нибудь другого, особенно богатого событиями, которых я был участником. (Превосходная форма концентрации для монаха— еще раз прожить день принятия обетов, для мужа и жены — вспомнить день, когда они сказали перед алтарем «да». Священник, вновь переживая мысленно свое рукоположение, фиксирует взгляд на руках, принявших тогда ношу святости.) Или я представляю себе завтрашний день, чередой проведу в своем воображении намеченные на завтра занятия, дела милосердия, в которые нужно будет воистину вложить себя. «Я заранее согласен на все, что со мной произойдет» — эти замечательные слова принадлежат доктору Виттозу.

Несколько таких занятий — и жизнь, к моему удивлению, упростится. Если перед сном обдумать различные движения, которые придется правильно воспроизвести во время завтрашних занятий, то упражнения дадутся легче; подобным же образом, размышляя о будущих событиях,— тех, которые можно предвидеть, и тех, которые предвидеть нельзя,— я готовлюсь лицом к лицу встретить будущее, каково бы оно ни было, и действовать, сохраняя спокойствие.

Ясно, что истинную концентрацию, вначале активную, а затем пассивную, нельзя считать чисто интеллектуальным процессом: это не просто сосредоточение ума на какой-либо идее. В концентрации участвуют совместно все наличествующие в человеке силы; это соединение в человеке anima, animus и spiritus ради целенаправленных согласных действий.

Суть йоги: наблюдение, перенос и отождествление

За стадией простой концентрации, активной или пассивной, следуют другие упражнения, а вернее состояния, известные индийским йогам я представляющие собой промежуточные ступени на пути к феномену, известному под названием самадхи. В этом, экстатическом по своей природе, состоянии йоги отождествляют себя с объектом созерцания, то есть с самим Богом.

1 Хота хтианское созерцание по своей сути и •природе отлично от самадхи, хтианину, хтианскому йогу никоим образом не возбраняется, подготавливая и настраивая себя перед созерцанием, прибегать к методам, которые родственны тем, что ведут самадхи. В шестом уроке (выше, стр. 82-83) я обовал нетто вроде метафизической психологии чистой молитвы и уподобил ее бездонной тишине, охватывающей человеческую душу. Такую тишину чистую пассивность — невозможно создать, вызвать на свет искусственно—это на разные лады повторяли мистики всех времен. Тем не менее, они предлагали способы молитвы и аскетические упражнения — йоговские по форме и хтианские по духу.

Я намерен повторить упражнения, уже приведенные выше, но на этот раз усилив их духовную направленность.

1. Вместо того чтобы создавать в Мозгу образ света,— например, света, который окружает меня со всех сторон, и от него переходить к источнику всякого света — я наблюдаю определенный светящийся предмет. Я зажигаю свечу и неотрывно смотрю на пламя, дыша глубоко и спокойно в том ритме, который я для себя выбрал. Минуту или две я гляжу не мигая, затем закрываю глаза и стараюсь увидеть пламя внутренним зрением. Через определенное время, поупражнявшись в наблюдении за пламенем то с открытыми, то с закрытыми глазами, я некоторым образом усваиваю эту форму света. Я должен обрести способность видеть свечу не вне себя, а внутри; горящей во мне. К примеру, я помещаю, переношу ее к себе в сердце и вижу, как она горит и освещает все его уголки, полные высоких помыслов, или как она греет и оживляет человеколюбивые чувства и порывы. В конце концов я отождествляю это пламя со своим сердцем и оно, в моем представлении, становится огнем, пылающим любовью, энергией, которая сжигает себя во имя ближних, пламенем, которое затеплила,, а потом разожгла иная, вышняя сила.

Сколько же времени займет это, состоящее из трех фаз, упражнение (без двух предварительных фаз на первых порах обойтись не удастся.)? Десять минут, максимум четверть часа! Заниматься им дольше бессмысленно, а кроме того, невозможно. Десять минут! Этого мало, скажете вы. За это время я не успею сконцентрироваться. Верно! Но десять минут сегодня, десять минут завтра и послезавтра и еще много раз по десять минут концентрации на одном и том же объекте ^— это масса времени; во всяком случае, этого достаточно, чтобы получить результат, к которому мы стремимся, и об этом я вскоре поговорю подробнее.

2.   Когда я почувствую, что символика пламени, так сказать, «счерпана (пусть в малой, ничтожной степени), объектом концентрации станет образ Креcта Я помещу его себе в грудь, голову или сердце и попробую отождествить себя с тем, кто на кресте и через крест выразил величайшую любовь, какую когда-либо знал мир.

3.       Когда мы избираем для наблюдения предмет возвышенный, перед нашими глазами предстает некая глубокая сущность онтологического, метафизического или духовного порядка. Такие предметы — если на них правильно смотреть, правильно их видеть, правильна наблюдать,— можно переместить в свое глубинное «я» и затем соединить, отождествить себя с ним полностью или частично. Полупрозрачное стекло, алебастровый сосуд с благовониями, распустившийся цветок, уносимый ветром лист — все это также может послужить предметом продуктивной, полезной и, прежде всего, возвышенной медитации.

Возьмите этот цветок на спокойной водной поверхности... Он извлекает питание из глубины водоема, но распускается, по закону природы, в дневное время и до самых сумерек впитывает в себя солнечный свет. Стоит солнцу скрыться, и цветок закрывается, смыкает свои лепестки. Весь день он впитывал и вдыхал свет и тепло (вот почему он так красив). Но как печален он сейчас, вечером, как унижен и испуган. Завтра я увижу его полным радости, широко распахнувшим свою чашечку. Этот цветок остается цветком, сохраняет свою красоту, только если с небес на него льется солнечный свет.

Этот цветок — я. Моя .жизнь, моя сила подобна этому цветку Она и есть этот цветок. Мне хорошо известно, гае его корни! И я также знаю различные уровни моего существа, на которых ему надлежит цвести. А главное, я знаю» где то солнце, к которому он должен быть обращен, дабы расцвести так, как должно.

В этой медитация нет ничего специфически пущего йоте. Однако описанные мысли пришли ко мне, когда я быв сношен, расслаблен я умиротворен, сидел, поджав йоги в форме лотоса, и мое внутреннее зрение было фиксировано на цветке—те определенном, а любом, виденном наяву или v воображения. Эти мысли пришли сами. И будьте уверены: такие же мысли явятся и к вам после нескольких месяцев упражнения в наблюдении и переносе.

Теперь вам ясен этот процесс. И кроме того, вам ясна цепь: сфокусировать душу и ум на каком-либо одном предмете; сосредоточивать мысли и, главное, подсознание, на все более простых идеях, на все более духовных идеях; подготовить вместилище своего сердца, чтобы в тишине принять в него самое глубокое, чем я обладаю: Бога.

Внимание, концентрация, отождествление; разумеется, нескольких дней или даже недель нам будет недостаточно, чтобы достичь в .этих упражнениях совершенства. Прошу вас: доверьтесь моему методу. В будущем вы поймете, что он освобождает интеллект и развивает те способности, которые в вас дремлют. Это придет со временем. Однако важно не столько количество, сколько качество тренировок. Я уже говорил и повторяю снова (ваш успех, здоровье, а также душевное равновесие зависят от этого): отводите на концентрацию (в Любой форме, какую предпочитаете) десять-пятнадцать минут в день — на первых порах этого более чем достаточно. Через месяцы и годы занятий вы добьетесь большего, в том смысле, что ваш ум, сделавшись податливей, восприимчивей, ясней, наконец, станет быстрее реагировать на символы, равно как и на поучения, предметы и события.

ПОЗЫ

Упражнение 41. Столб

Поместите у стены большую и довольно твердую подушку (сложенный вчетверо коврик подойдет как нельзя лучше). Встаньте на колени и наклоняйтесь вперед, пока не упретесь головой в середину подушки (приблизительно в футе от стены). Ладонями обхватите виски, пальцы рук сомкните у макушки. Локти и предплечья лежат на подушке и образуют нечто вроде треугольника, на который всем весом опирается тело ( 40).

40. «Столб» (фаза первая)

Затем нужно легко оттолкнуться и уравновесить свое тело, оперев его о стену. Ноги отрываются от пола, бедра не отходят далеко от туловища, колени согнуты ( 41).

На миг задержитесь в этой позиции, так чтобы хорошенько уравновесить свое туловище на треугольнике, образованном предплечьями и ладонями. Осторожно попытайтесь отодвинуться от стены, но если у вас это вначале не получится, ничего страшного.

Затем выпрямите ноги и приведите* Их в горизонтальное положение.

Теперь вам остается лишь сделать еще одно усилие, чтобы ноги поднялись вертикально. Изогните туловище и обопритесь ногами о стену ( 42).

 

41. «Столб» (фаза вторая)


Постепенно вы научитесь отрывать ноги от стены сначала на несколько секунд, а затем на все .более длительное время. Вместе с тем вам нужно будет измелить позицию головы и плеч, чтобы тело выпрямилось, как столбу головой вниз, и находилось в идеальном равновесии ( 43).

Поза эта, без сомнения, выглядит эффектно. Может показаться, что она невыполнима. Это не так, но она довольно трудна и освоить ее — значит добиться победы над собой. Эта победа будет полной, когда вы научитесь отрывать ноги от пола плавно, почти без толчка, и сможете вставать в позу медленно, уделяя должное внимание всем трем позициям и в каждой из них некоторое время задерживаясь. Когда вы правильно встанете в позу, вы должны суметь вернуться в позицию второй фазы ( 41), с согнутыми ногами, затем вновь принять вертикальное положение, широко развести ноги и т.д.

 

42, «Столб» (фаза третья)

43. «Столб» (фаза четвертая)

Вы должны научиться возвращаться в неходкое положение медленно, без тяжелой) падения; вы должны уметь даже несколько мгновений удерживать нога горизонтально, под прямым углом к туловищу прежде чем поставить ступни на пол. Вам придется», но я не хочу вас путать... Однако немалое числа моих учеников (правда молодых) все это освоили; что касается меня самого, то я тоже полностью овладел позой «Столб», но у меня на это ушло два года.

Через некоторое время легкость или трудность выполнения позы «Столб» станет служить вам своеобразным указателем. Дело в том (я забыл вас об этом предупредить), что для этой позы бывают удачные и неудачные дни. Сегодня я чувствую, что могу стоять на голове бесконечно долго. Назавтра, приняв позу, я начинаю ощущать боль в ногах и обнаруживаю, что не в силах стоять неподвижно, без чего выполнение не будет совершенным. В таком случае я не буду пытаться стоять на голове дольше нескольких секунд. Я скажу себе: «Завтра дело пойдет лучше», и осторожно опущу ноги на землю. Будьте благоразумны, приучайте свой организм к этой новой йоговской позе постепенно и не торопясь. Начав с двух-трех секунд, вы через две недели дойдете до десяти, через месяц — до тридцати и т.д. Наступит время, когда вы сможете стоять на голове пять, семь, даже десять минут и при этом не испытаете никакого неудобства — скорее напротив; вы не почувствуете головокружения и без усилий будете сохранять равновесие. А читал, что Пандит Неру каждое утро стоял в этой необычной позе целых двадцать минут...

Еще совет молодым и всем начинающим: если сегодня вы потерпите «на излете» неудачу, если после двух или трех попыток оторвать ноги от земли вы тяжело повалитесь назад — не упрямьтесь. Отложите своя мужественные и упорные усилия до завтра. При первых попытках встать на голову возникает (главным образом из-за страха) не нежный и благотворный, а несколько - резкий прилив крови к голове (он, однако, не опасен). Вследствие этого упражнение, требующее максимального путствия духа и самообладания, новичку не удается.

Терапевтический эффект позы «Столб» весьма значителен. Поза оказывает влияние на физический и психический организм. Она улучшает кровообращение, разгружает сердце, устраняет усталость мозга, головные боли и т.д. Она лечит геморрой, ликвидирует застой в половых органах. Более того, она проясняет ум и подготавливает человека к интеллектуальной работе—поэтому желательно выполнять ее в первой половине дня и перед упражнением на концентрацию. Она помогает преодолеть комплекс неполноценности, робость и заторможенность, дает уверенность в себе. В то же время поза «Столб» располагает к смирению. «Если бы как-нибудь у меня появился соблазн,— говорил Неру,— забыть о своем происхождении, это упражнение напомнило бы мне о кем».

Противопоказания. По моему мнению, избегать этой позы нужно только тем, кто страдает повышенным кровяным давлением. Пусть вас не смущает мысль, что «кровь хлынет в голову и тогда...» Это неправильно: кровь не устремляется в мозг; она просто легче туда проникает, в результате чего одна из желез (шишковидная) испытывает значительное стимулирующее воздействие. Поэтому следуйте данному вам совету: останавливайтесь при малейших признаках дискомфорта; потерпев неудачу, воздержитесь от дальнейших попыток; на начальном этапе ограничьтесь несколькими секундами и лишь через несколько месяцев увеличьте время пребывания в позе. Могу обещать, что вы не столкнетесь с неприятностями. Совсем наоборот!

ДЫХАНИЕ

Вернитесь назад, к шестому уроку (стр. 85). Там я познакомил вас с методом подготовки к пранайяме, которая занимает важное место в ряду йоговских упражнений. Ниже я привожу это упражнение в полном виде.

Упражнение 42. Полная пранайяма

Поместите средний и указательный пальцы правой руки на переносицу. Прижмите большим пальцем правую ноздрю.

1.      Сделайте вдох через левую ноздрю, считая до 6.

2.      Затем «разу зажмите безымянным пальцем и мизинцем левую ноздрю; правая также остается закрытой. В таком положении считайте от 1 до 24.

3.      Освободите правую ноздрю, сняв с нее большой палец, и выдохните, считая от 1 до 12.

4.      Тут же сделайте вдох, также через правую ноздрю; считайте от 1 до 6.

5.      Зажмите ноздрю и считайте от 1 до 24.

6.      Освободите левую ноздрю и сделайте выдох, считая от 1 до 12.

Вы выполнили полную пранайяму: 6-24-12; 6-24-12, начав с левой ноздри и ею же закончив.

Можно выбрать и более сдержанное начало: 4-16-8; 4-16-8, или даже 3-12-6; 3-12-6.

Никогда не насилуйте себя и выполняйте упражнение совершенно спокойно. Если вы предварите пранайяму несколькими позами, то последней выполните «Совершенную позу» и подождите, пока не нормализуется дыхание и пульс.

Не переусердствуйте: двух или трех пранайям в подходящем для вас ритме вполне достаточно. Со временем, осторожно и неспешно, вы усовершенствуетесь. Быть может, вы освоите даже «самую медленную меру» (как выражаются йоги) —12-48-24, однако в этом нет никакой необходимости. Я сам достиг такого ритма после четырех лет занятий, но только один или два раза. Я предпочитаю свой собственный, скромный ритм (тот, который я признал наилучшим, естественным для себя): 6-24-12.

Действие. К пранайяме рекомендуется прибегать каждый раз, когда непредвиденное происшествие или неожиданное событие лишают вас психического или физического равновесия, а также когда ваше самообладание находится под угрозой — например, перед экзаменом, при испуге, гневе или негодовании. Но эмоции не должны превышать определенный предел; чтобы выполнить упражнение, нужен резерв спокойствия, при крайней степени волнения это невозможно.

В некоторых случаях пранайяму используют как средство против боли: делая вдох так, как сказано выше, нужно направить внимание на точку, где сосредоточиваются болезненные ощущения. При первой попытке эта боль может не исчезнуть; состояние покоя также достигается не сразу (вы слишком поглощены самим упражнением, и энергия блокируется, вместо того, чтобы высвобождаться). Дождитесь, пока привычка к этому упражнению станет вашей второй натурой — тогда вы сможете выполнять его без умственного усилия.

Противопоказания. Если вы, следуя моему совету, птупите к полной пранайяме не раньше, чем пройдете подготовку с помощью дыхательных упражнений из предыдущих уроков, то вы сможете, без всякого ка, заниматься ею (не слишком долго) каждое утро. Излишняя спешка, избыток усердия могут вызвать определенные нарушения умственного и сексуального равновесия. Каждый йог должен оценить свои возможности и всегда с ними сообразовываться.



Похожие по содержанию материалы:
Даосский Омолаживающий Самомассаж ..
Бесплодие у мужчин ..
Даосский Омолаживающий Самомассаж: Брюшной Массаж ..
Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание — Часть Третья ..
Даосский Омолаживающий Самомассаж: Постукивание по Ногам для Выведения Токсинов ..
Микрокосмическая Орбита: Часть Третья ..
Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание — Часть Пятая ..
Двенадцатая неделя Дыхание Управляющего Канала ..
Микрокосмическая Орбита: Часть Пятая ..
Дыхание Функционального Канала ..
Микрокосмическая Орбита: Часть Шестая ..
Даосский Омолаживающий Самомассаж ..
Ожирение ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Гербология Востока и Запада

Травы как на Востоке, так и на Западе были главным средством традиционной и холистической терапии. На Востоке, особенно в Индии и в Китае, сложилась весьма пространная и сложная наука о травах. Раз возникнув как концепция тех, кто несли духовные знания, лечение травами в последующем было усовершенствовано на основе опыта, насчитывавшего десятилетия. В этом плане Аюрведа включает в себя очевидно .. читать далее




Системы организма

Согласно представлениям Аюрведы, организм человека состоит избесчисленных каналов. Они обеспечивают метоболизм различныхтканей, управляя процессами ассимиляции и удаления из организма,элиминацией. С этих позиций заболевание представляет собойнарушение тока через эти каналы: избыточный ток, недостаточныйток, ток в неправильном направлении, ток, идущий из неадекватныхканалов, .. читать далее




Агни и растения

Согласно представлениям Аюрведы, здоровье организма являетсяпроявлением функционирования биологического огня, управляющегообменом веществ. Он называется агни. Агни -- это не просто символпищеварительного потенциала. В более широком смысле -- этотворческий огонь, который осуществляет базовую работу, базовую,фоновую работу на протяжении всей жизни, создавая вселенную какпостадийно .. читать далее




Энергетика трав

Аюрведа подходит к травам с позиций науки об энергетике.Свойства трав находятся в систематической связи с их вкусом, ихэлементарном составом, эффектами нагревания и охлаждения, а такжеоказываемым действием после переваривания, как и другими ихпотенциями, которые им пущи. В противоположность сложностямхимического анализа, в случае которого мы зачастую теряемся вгромадном о .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100