:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Микрокосмическая Орбита: Часть Втора .. | Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичник .. | Одиннадцатая неделя Дыхание Цзичжун .. | Микрокосмическая Орбита: Часть Четве .. | Даосский Омолаживающий Самомассаж: П .. |


Урок шестой (К чему ведет хатха-йога?)



ТЕОРИЯ
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ ХТИАНИНА

Необходимо понять, что йога — йоговские позы и в особенности дыхательные упражнения — непроизвольно высвобождает большие количества энергии. И я не собираюсь удивить вас, подчеркнув, что именно здесь кроется ее опасность. Собственно говоря, если эта энергия не находит выхода или, точнее, если она не расходуется на развитие высших способностей души и духа, то существует к, что она превратится в препятствие, в фактор, ведущий к недостатку равновесия; кроме того, побудив йога уйти в себя, эта энергия может породить в нем или выпустить наружу нежелательные комплексы. Подумайте о совершенном целомудрии или вечной девственности. Эти добродетели несут в себе явно позитивный аспект. Они высвобождают в тех, кто их практикует, большие силы, которые должны найти в себе то или иное применение, какую-нибудь возможность использования, на духовном плане (в случае с монахами) или в сфере филантропии (в случае со священниками и деятельными монахами). Если не контролировать эти силы и не придавать им должной направленности, они могут расстроить, дезорганизовать внутреннюю жизнь девственника или девственницы. Та же самая опасность подстерегает йога, который практикует эту систему без намерения облагородить свою жизнь или устремления к духовным и религиозным реальностям.

Мы должны перевернуть изречение «Если приемлешь цель, приемлешь и средства» я прочесть его таким образом: «Если приемлешь средства, значит приемлешь и цель». Отсечь Йогу от ее духовной цели — значит забыть о ее происхождении (а у нее, как мы уже знаем, религиозные корни), но прежде всего при этом возникает опасность,— и очень серьезная — что энергия, вторую неизбежно высвободят занятия йогой, обратится против нас самих. Из этого следует, что каждый адепт должен быть мистиком, устремиться к вершинам созерцания.

Достаточно, если он имеет намерение проявлять больше великодушия и мужественности, исполняя свой повседневный долг человека, мужчины и более того—хтианина.

Долг хтианина... как представляется, польза йоги здесь довольно очевидна. За счет совершенно естественных феноменов йога окружает своих адептов атмосферой, которая на редкость благоприятна для проявления евангельских добродетелей. Она успокаивает чувства, смиряет страсти и делает мягче манеры; в то же время она ведет к безмятежности, довольству жизнью и самообладанию. Доказано, что она располагает к терпимости, доброте, уважению к ближним. Широка ли пропасть между таким умонастроением и идеалами Блаженства? Нет, конечно же нет! Тем более стоит потрудиться, чтобы перекинуть через нее мрет!

У меня имеются «Йога для всех» Десмонда Данна (Лондон, 1951), «Йога для себя» и «Йога для женщин» Эдуарда Лонга (Париж, 1960), «Вечная молодость, вечное здоровье» Индры Деви (Лондон, 1955). Великолепные книги, но с одним недостатком: прагматической философией, которая провозглашает целью совершенствование человека через действие исключительно материальных сил. Такие подзаголовки, как «Жить лучше, жить дольше», «Ради здоровья, красоты и счастья» и «Избавьтесь от недугов» ясно указывают на приземленные, почти что языческие тенденции предложенных методов. Другие книги имеют сомнительную эзотерическую направленность.

Результаты? Мираж! Человек двадцатого века, ошеломленный лихорадочным темпом современной жизни, часто, слишком часто ищет в йоге убежища от действительности. Он хочет, чтобы различные йоговские позы подарили ему несколько мгновений покоя, когда можно быть собой, без давления рекламы, идеологии и прочих негативных воздействий, которым он подвергается на работе. И таким образом ежедневные получасовые занятия йогой являются для него не более чем передышкой в ходе обычной житейской суеты. В таких случаях от ученика чаще всего требуются мучительные усилия, вначале чтобы убежать от реальности, а затем, когда удастся изолировать себя от окружающего мира, чтобы вновь ппособиться к повседневной жизни.

Иные желают большего: они надеются, под надежным руководством эзотерических учебников, приобрести сверхъестественные возможности, какие приписываются индийским йогам.22 Эти также заканчивают разочарованием, поскольку простое дыхание по правилам и выполнение необычных поз не приводит к той магической трансформации, на которую они рассчитывали.

Нет сомнения, что все эти адепты — а среди них, к сожалению, имеются и хтиане—находятся на неверной дороге и им грозит погибель. Для последователей Хта, которые пожелают заняться йогой, приемлем лишь один путь — в направлении евангельских добродетелей. «Я занимаюсь йогой не как любитель,— пишет молодой африканец,— а очень серьезно. Я думаю обо всем, чем она может пополнить мою жизнь, обо всех переменах, которые она может принести. Я хочу достичь большей сосредоточенности, глубокомыслия и владения собой, и, прежде всего, приобрести нижеследующие качества, на которых желал бы основать свою жизнь:

1.       Абсолютная прямота, искренность и честность.

2.       Набожность, основанная на преданности Господу и свободная от каких-либо посторонних мотивов.

3.       Большая простота, в духе Писания.

4.   Железная воля.

5.       Абсолютная чистота.

Все это дает своим адептам йога. Вот почему она меня заинтересовала».

Все дело в ориентации. Ясно, что если человек предает себя йоте как аскетическому способу существования, то в нем начинают цвести и развиваться самые разнообразные «мистические» добродетели, сообразно с его усердием и склонностями. Йоговские упражнения и жизненные правила, если можно так выразиться, подготавливают его душу к благодати, делают его способным принять божественную милость.

Ограняя раздражительность, смиряя нетерпеливость, избавляя от множества психологических дефектов, которые нередко являются следствием переутомления или какой-либо разбалансировки организма, нога поселяет в адепте доброту, известную умиротворенность, которая делает его более восприимчивым, готовит к пониманию и принятию доброты я мира, идущих от Хта. «Блаженны нищие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды» Йога поможет вам уяснить смысл и, более того, практическую ценность этих евангельских изречений. «Довольство жизнью», способность рассматривать вещи с хорошей стороны, оптимизм, даруемые йогой, не вполне тождественны покорности Провидению. И все же йога открывает в этом плане неисчерпаемые возможности перед заранее подготовленным сердцем. Йог, великодушный га» природе, будет более восприимчив к зову свыше. Во многих отношениях освобожденный от цепей, раскрепощенный йог будет белее податлив, более открыт внушениям Святого Духа. Научившись терпению и стойкости, он яснее расслышит призыв к покаянию.

Йога может также особым образом помогать во время молитвы, способствовать молитвенной благодати.

Заметьте прежде всего, что йога подготавливает к участию в церковном ритуале. Хтианский йог, больше других знающий о единстве человеческого состава, предается Богу всем своим существом (телом, душой и духом). Он принимает и чувствует, как позы тела влияют на состояние души. Имея опыт немой уединенной молитвы, йог лучше прочих знает; как вести себя во время общих молитв и славословий, когда требуется пустит в ход все выразительные способности-плоти. Коленопреклонения, простертая поза, телодвижения всех собравшихся в церкви—католик, практикующий йогу, -будет стремиться к тому, чтобы все это исполнялось подобающим образом. Йог инстинктивно понимает, что такое «правильно выполненное коленопреклонение свободного человека» (по выражению Пеги). Он лучше, полнее повторит жесты священника у алтаря или, если потребуется, монахов на хорах. Находясь в одиночестве или занимаясь на коврике, йог спонтанно примет ту позу, которая полностью отражает движения души.

«Тишина? Быть может, вы думаете, что тишина это отсутствие звуков, звуковая пустота? Но разве не является она, с другой стороны, духовной наполненностью?»24 Один йог, комментируя зги слова отца Пуселя, пишет: «Я. сам ощутил это однажды утром, когда предавался очень глубокой медитации, бес словно, беззвучно и без малейшего шума. Однако душа нашла для себя способ выражения. Неконтролируемые, непроизвольные жесты до конца отразили полноту моей души».

Тишина не тождественна молитве, однако молитва, в особенности молитва созерцательная, нуждается в тишине? в некотором смысле отделяется тишиной, ниспосланной свыше или изошедшей из сердца человека, который находится в состоянии покоя. Если человек сможет отвлечься от потока суетных мыслей, от круговорота житейских забот и тревог; если он сумеет очисти» «вое внутреннее существо от ненужных наслоений, оставленных сознательной и бессознательной деятельностью, то он испытает «мир, лежащий за пределами понимания». Этот мир проникнут мыслью, не выраженной слотами, что мы живем, перемещаемся и существуем в Боге Авраама, Исаака и Иакова, породившем Господа нашего Иисуса Хта, что «мы Его дети» (Деяния апостолов, 1729), что На всё, а мы ничто, пока Он не наполнит нас, пока мы не предадим себя Ему. В сущности, благодать, пребывающая в нас н делающая самое глубинное из наших «я» Богом, красноречива и активна. Если мы чисты н независимы от чисто человеческих ценностей, в том числе мыслей (логического мышления), если мы умеем избежать увлекающего нас потока я идей, которые вынуждают нас жить в каком-либо определенном окружении, если мы можем изолировать себя от мира, мгновение иди несколько мгновений жить сами по себе—тогда затаенная реальность, которая делает нас тем, кем мы являемся, то есть хтианами, непременно проявит свое путствие и заговорит в нас.

И поэтому, хотя вам не дано вызывать в себе и вокруг себя , проявления сверхъестественных, божественных сил и управлять их действиями, мы можем воспользоваться некоторыми доступными простым смертным методами, такими как йоговские позы и контроль дыхания, как эффективным (правда, наверно, лишь в ограниченной степени) средством, чтобы открыть путь к чистой молитве, созерцательной молитве. Они расчищают для нас место. Они- превращают нашу внутреннюю жизнь в пустыню, о которой говорит пророк («Я увлеку ее, приведу ее в пустыню [solitudinem]», Осия, 2.14). Они погружают душу в тишину, пока она не начинает слышать — не может не услышать—тихий голос Бога или даже горестные «стенания» природы (К римлянам, 8.22), взывающие к Господу. Эта природа (то есть плоть, которой: облекся Хтос), похожая на ветвь, переполненную божественными соками, расцветает под воздействием йога и йоговских упражнений; йога так хорошо приводит в порядок плоть, успокаивает ее и дает ей отдых, что силы, ниспосланные свыше, начинают циркулировать в ней свободнее и действенное путствие Бога Любви обретает, так сказать, большую мощь.

С этим уроком мое краткое исследование целей хтианской йоги подходит к концу. В заключение лучше всего будет вновь процитировать высказывания одного из адептов, убедившегося в том, что йоговская наука способна принести большую пользу чистому, совершенному и целостному хтианину. Отец Ламбер, кармелит из Бркяте, в ответ на утверждения, что «йогу невозможно отделить от ее нехтианских (буддистских, индуистских и пр.) корней», говорит, в частности, следующее:

«Йога принадлежит человечеству и существует для человека. Ей пуща внутренняя ценность, независимая от терминов, концепций и процедур, которые могут оказаться ошибочными или незначительными.

«Вечная>» йога (т.е. очищенная от всех суеверий я эзотерического, обрамления) содержит в себе как мы уже знаем» весьма ценные элементы. Но нам известно также, что йога полезна и раскрывается по-настоящему и полностью, только если она воспринята и преобразована в рамках хтианства, руководима и одушевлена вечной Любовью и Истиной. Исключительные достоинства йоги расцветают лишь в атмосфере Света и Любви, исходящих от Бога.

Не следует ли нам, хтианам, взяться за преобразование всех тех культурных ценностей, которые схожи сейчас с заблудшими овцами? рни нуждаются в Слове Божьем, они его ждут, и наша миссия — принести им Слово Божье. Но этого не сделать в уютной тиши кабинетов, где мы и тешим себя ролью критиков или доброжелательных наблюдателей. Практикующие йоги — вот кто нужен Хту!»25

ПРАКТИКА

ДЫХАНИЕ

Повторите упражнения предыдущего урока. Вдохните (через левую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6 Выдохните (через правую ноздрю), счет 6. Вдохните (через правую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6 Выдохните (через левую ноздрю), счет 6.

25 Л. Ламбер (кармслитский орден), «Древняя йога и современный человек» в «Ритмах мира» (1960), том VIII, стр. 162. Возможно, уместно будет процитировать заключение той же статьи: «Надеюсь, из вышесказанного ясно, что йога может оказать воистину одухотворяющее влияние; она помогает человеку реализовать свое духовное достоинство, она учит, как достичь того результата, на который указывает сема этимология слова «йога», то есть как надеть на тело ярмо (иго) духа, а на сам дух" — то же ярмо, что и на его Первопринцип. Все это стало бы еще яснее, если бы можно было продемонстрировать многочисленные примеры конкретного применения йоги: в гигиене, медицине, обучении, во всех видах интеллектуальной деятельности, для обретения и сохранения моральных добродетелей (в особенности для женщин), в жизни священника и монаха. Тогда каждый бы признал, что вклад йоги я подлинное развитие и расцвет способностей современного человека поистине замечателен» (там же, стр. 179).

Проделайте это упражнение десять раз. Это будет большим шагом вперед, к восьмому уроку.

ПОЗЫ

Проделайте «Глубокий поклон» и «Дерево» и поедините к ним следующую позу.

Упражнение 28. Треугольник

Встаньте прямо, нога врозь. Чем шире вы их расставите, тем правильнее будет выполнена поза. Руки поднимите горизонтально, ладонями вверх. Два-три раза шубою вздохните.

Поверните туловище до предела вправо; руки в это время должны оставаться на линии плеч, под прямым углом к линии ног. Вдохните. Потом выдохните и одновременно наклоните туловище и левой рукой коснитесь пальцев правой ноги. Правая рука по-прежнему находится на одной линии с левой. Голова слегка повернута вверх ( 30).

30. «Треугольник»

 

Через очень короткое время выпрямитесь, вдыхая; рук не сгибайте. Два - три раза глубоко вздохните, а потом поверните корпус влево, наклонитесь (с выдохом) и коснитесь правой рукой пальцев левой ноги. Проделайте это один раз. Вдыхая, распрямитесь и мягко уроните руки вниз.

Вместо того чтобы касаться ног, вы можете дотянуться до земли между ступнями. Это немного труднее.

Тем, кто страдает заболеваниями позвоночника и почек, можно делать это упражнение, но с осторожностью я не стараясь непременно коснуться земли или пальцев ног.

Терапевтический эффект этой позы очевиден: она развивает мускулы боков и спины и делает гибче позвоночник и таз. Бели вы проделываете ее утром, сразу когда встанете с постели и умоетесь, она дает превосходный эффект, поскольку помогает преодолеть застой в костях и мышцах.

Затем исполните «Змею» (три раза), «Натянутый лук» (один раз) и «Дельфина», но между двумя последними позами вставьте паузу для расслабления: опуститесь на землю ничком и вытяните руки; расслабьтесь, налягте на коврик всей тяжестью и отдыхайте. Этот вариант позы релаксации иногда бывает более эффективен, чем приведенный выше, в особенности в промежутке между «Натянутым луком» и «Дельфином».

Упражнение 29. Полный наклон назад

Начните с позиции «Дельфин». Согните колени и выпятите ягодицы, как в упражнении 5. Сядьте на пятки или, еще лучше, между пяток (носки должны соприкасаться). Выгните грудь, плеч» отведите назад; затем начинайте отклонять назад туловище. В первый раз можно держаться одной рукой за мебель или падать на локти. Спину следует максимально выгнуть, а голову опустить, макушкой вниз, на землю (вы будете видеть вверх ногами заднюю стену комнаты). Руки откинуты назад ( 31).

 

, 31, «Полный наклон назад»

До того как отклониться назад, нужно сделать вдох. Приняв позу, осторожно выдохните и дальше дышите как обычно. Затем сконцентрируйтесь на подложечной ямке (солнечном сплетении, которое аккумулирует энергию).

Вы можете также ( 32) скрестить руки под лопатками или даже уронить их вдоль туловища, отчего ваша грудь расправиться. Некоторые кладут руки под шею как подушку.

Вам придется преодолеть три трудности: 1) выгнуть спину (для этого требуется большая гибкость позвоночника, но предыдущие упражнения дали вам необходимую подготовку); 2) с напряжением выпятить мускулы живота и бедер26 (очевидно, что у тех, у кого слаб reetus abdominis [прямая мышца живота}, требуется большая осторожность); 3) нормально дышать (вначале у человека захватывает дух и кажется, что упражнение невыполнимо. Со временем эта трудность, как и другие, преодолевается).

Оставайтесь в этой позиции не дольше нескольких секунд. Затем поднимитесь с помощью рук. Позднее вы научитесь подниматься за счет позвоночника, равно как и опускаться.

Эта поза очень важна. Она весьма эффективно воздействует на внутренние органы (в том числе печень), растягивая их, на спинной мозг и нервные центры, в особенности на солнечное сплетение (на уровне подложечной ямки), на грудь, которая при этом максимально расправляется. Поэтому необходимо научиться выполнять «Полный наклон назад» правильно.

После этого трудного упражнения «Сложенный лист» (упражнение 12) дает очень приятную возможность .расслабить Не торопитесь, дышите глубоко и медленно.

Завершить занятия можно «Свечой», «Плугом» и, наконец, «Позой релаксации».


32. «Полный наклон назад» (вариант)

* Начинающим советую развести колени в стороны, но не отрывать их от земли.



Похожие по содержанию материалы:
Восьмая неделя ..
Ицзинь-цзин: Цигун Изменения Мышц и Сухожилий — Часть Третья ..
Микрокосмическая Орбита: Часть Первая ..
Ицзинъ-цзин: Цигун Изменения Мышц и Сухожилий — Часть Четвертая ..
Микрокосмическая Орбита: Часть Вторая ..
Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание — Часть Четвертая ..
Одиннадцатая неделя Дыхание Цзичжун ..
Микрокосмическая Орбита: Часть Четвертая ..
Даосский Омолаживающий Самомассаж: Постукивание По Рукам Для Выведения Токсинов ..
Импотенция ..
Даосский Омолаживающий Самомассаж: Массаж Грудины ..
Четырнадцатая неделя Упаковывающее Дыхание Железной Рубашки ..
Сексуальное Гунфу: Двойное Совершенствование ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Урок седьмой (жизнь йога)

ТЕОРИЯ
ДЕЙСТВЕННОЕ ПУТСТВИЕ

Мы узнали, что такое йога и куда она ведет своих адептов. Теперь мы проникнем в жизнь йога и обратимся к искусству более сложному, чем позы, и сравнимому с контролем дыхания. Это искусство думать, размышлять, концентрироваться, а первым шагом к нему является искусство путствовать в том* что ты делаешь.

Нет таких внешних признаков, .. читать далее




Урок восьмой (Жизнь йога)


ТЕОРИЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ

Не освоив таких, поз, как «Свеча» или «Полный наклон назад», можно, тем не менее быть хорошим йогом. С другой стороны тот не переступил еще порога йоги истинной йоги — кто не научился фиксировать свой ум на какой-либо идее, концентрироваться, медитировать, следуя при этом твердым правилам. Поэтому так важен данный урок, .. читать далее




Гербология Востока и Запада

Травы как на Востоке, так и на Западе были главным средством традиционной и холистической терапии. На Востоке, особенно в Индии и в Китае, сложилась весьма пространная и сложная наука о травах. Раз возникнув как концепция тех, кто несли духовные знания, лечение травами в последующем было усовершенствовано на основе опыта, насчитывавшего десятилетия. В этом плане Аюрведа включает в себя очевидно .. читать далее




Системы организма

Согласно представлениям Аюрведы, организм человека состоит избесчисленных каналов. Они обеспечивают метоболизм различныхтканей, управляя процессами ассимиляции и удаления из организма,элиминацией. С этих позиций заболевание представляет собойнарушение тока через эти каналы: избыточный ток, недостаточныйток, ток в неправильном направлении, ток, идущий из неадекватныхканалов, .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100