ТЕОРИЯ
К РАЗВИТИЮ НА МАТЕРИАЛЬНОМ ПЛАНЕ
Недавно я задал вам довольно нескромный вопрос: «Вы «человек? Мужчина? Проявляете ли вы мужественность в поступках?»
Сегодня я иду дальше. Я спрашиваю: «Вы хтианин? Юре просто крещеный, не просто верующий, а человек, ведущий истинно хтианскую жизнь?»
Как и в третьем уроке, я не намерен здесь более или менее исчерпывающе определять понятие «человек»; я также не собираюсь на данной стадии давать описание хтианина, тем более хтианской жизни. Я хочу только рассказать Вам о пути, одном из возможных путей, которые я, будучи •югом, считаю желательным для тех, кто исповедует хтианство, и даже — в определенной мере — для тех, кто Ведет хтианскую жизнь.
Из катехизиса вы знаете, что в момент крещения наша человеческая натура получает прививку сверхчеловеческой добродетели; сила и энергия неземного свойства нисходят, дабы одушевить ту силу и ту энергию» которые делают нас тем, что мы есть. Это требуется пояснить.
Бог, сотворив меня по своему образу и подобию, сообщил мне часть своей творческой силы. И я ощущал в годы отрочества, как она во мне расцветает; теперь же, сделавшись мужчиной, я чувствую, что страсть к творчеству рвется наружу; отцовский инстинкт велит мне, прежде чем покинуть •шлю, оставить на ней памятку о себе: детей, если я живу в браке, а если избрал безбрачие—то иное продолжение себя; я хочу, чтобы множество людей могло засвидетельствовать мой труд во славу Всевышнего.
Бог дал мне большое желание познать, постичь истину во всей полноте; с детских лет у меня возникало по ее поводу множено вопросов, часть из которых осталась без ответа. Я чувствовал, что мой ум растет, готовясь вместить в себя целый мир знаний, ради постижения которых, он, как казалось, и был создан. В своих поисках и штудиях я шагнул далеко за пределы того, что доступно физическому восприятию. В конце концов я нашел Господа — ту Истину, которая объясняет и вмещает в себя все прочие истины, встретившиеся мне на протяжении моего паломничества. Однако, обнаружив ее, я понял, что не владею ничем, или почти ничем. Каждый день я ощущаю, как желание знать и понимать вырастает в стремление собрать в себя бесконечную Истину, Мир, обнимающий все, что существует на лоне Божественной тайны.
Бог дал мне любовь,— это жгучее слово я пишу всегда с бесконечным почтением—загадочную движущую силу, без которой моя творческая энергия, моя тяга те знаниям остались бы бесплодными; эту потребность посвятить все свое существо, все свои знания человеку или идее, которые я могу сформировать по своему образу и подобию; инстинктивное сознание, что «один я ничего не стою», одному мне ничего не сделать — лишь посвятив себя иному — а лучше всего, Высшему — существу, я полностью реализую свои способности к труду, творчеству, рождению себе подобных. Любовь, данная мне Богом, не может наскучить; будучи направлена к тому, кто мне ее даровал, она превосходит все, что есть на земле, и достойна любых жертв.
Сила и мужественность, изобилие энергии; восприимчивый и творческий ум; любовь-жизнь — все это дал мне Господь, когда создал меня человеком, когда, как говорит Библия, сотворил меня «по своему образу и подобию». И всем перечисленным свойствам надлежит беспрепятственно усиливаться и растя, пока из слабого существа я не превращусь в отдаленное, но вей же реальное, подобие своего творца. Беспрепятственнб¥1й1ы! Приходит бедствие (как учит вера, а опыт подтверждает): сознательный динамизм моей удивительной жизненной энергии начинает разрушаться, крылья мои, так сказать, подрезаны прямо на взлете. Во мне зарождаются иные силы—чудовищное, искаженное подобие моей мужской энергии. Названия им «сластолюбие», «гордыня», «честолюбие» и «похоть»; Этот вид болезней проникает во все планы, на которых я, как человек, существую: в плоть, в разумную душу, в любящее сердце.
Милость Божья, дар творчества (как выражались отцы церкви) превращала меня в шедевр творения, уравновешенно сочетающий в себе красоту, силу и любовь—что по-прежнему восхищает нас в Хте, совершенном человеке, образце для всех человеческих существ. Первородный грех (позвольте мне вновь подчеркнуть, что моя вера в данном случае подкрепляется опытом) нарушил целостность этого шедевра. Однако Господь дал лекарство против греха— этой гнетущей человечество болезни. В данном кратком обзоре основных идей катехизиса я не берусь перечислить все аспекты этого нового Божьего дара—дара искупления. Аспекты Искупления неисчислимы, а кроме того, задача их систематизации мне не по плечу. Я затрону только один из них: когда Бог, через Иисуса Хта, исправил, обновил свое творение (об этом священник, служащий обедню, говорит во время дароприношения — et mirabilius reformasti [и еще чудесней преобразил]), он не нарушил природы тех даров, тех способностей человека, которым мы отдали дань восхищения в начале урока. No minuit, sed sacravit (He умалил, но освятил). Он ни в чем не ограничил человеческую натуру—он ее благословил. И все ее благие свойства мы обнаруживаем в Иисусе Хте: все силы и способности, не претерпевавшие ущерба, но обогащенные новым динамизмом, получившие благословение, облаченные средою святости в Хте, в хтианах...
Хтианин — он заключает в себе целый мир! Но, не пытаясь в одном туманном определении объять все, вы можете сказать, что, пошило прочего, хтианин это муж, мощь и энергия которого облагорожены, подучили поддержку и благословение свыше, возможность действовать в среде святости, в той среде, что наблюдала рождение и расцвет добродетели совершенного человека — Спасителя вашего Иисуса Хта. Но вернемся к йоге! .
Такое мировоззрение, делающее акцент на одном из четко .определенных аспектов труда Творения и Искупления, знакомо и приверженцам хтианской йоги, и, в еще большей степени, просто хтианам. В течение веков, как нам известно, хтианские философы склонялись, в основном, к спиритуализму.
Находясь под влиянием дуализма Платона, а еще больше Декарта (который противопоставлял, как антагонист, тело и душу и признавал возможность совершенства только за рациональным элементом), они полагали, «по соприкосновение с божественным, приобщение к дарам (как творческому, так и искупительному) доступно лишь на уровне человеческого духа, свободной и разумной души. Совершенный хтианин—это прежде всего человек «духовный», человек, живущий «по духу». «Цель религиозных устремлений,—говорит в этой связи доктор Гольдбруннер,— является спиритуализация. Телу объявлена война. Дуализм проявляется в разных формах, от открытой враждебности до тайной подозрительности. Аскетизм —• это постоянное борение с плотью, подавление всех опасных сил природы, борьба со веем, что относится к сфере чувств. Лучший способ защиты—нападение, поэтому противодействие инстинктивной, низшей жизни тела выливалось в бичевания, посты и ночные бдения, с тем, чтобы принудить плоть к послушанию и повиновению».19 Таковьг бывают проявления «фундаментального дуализма» между телом и душой, сопровождающие иной раз стремление очиститься от скверны и достичь святости.
Йог, хтианский йог, отвергает такой дуализм. Дуалистической концепции человека, пусть и хтианской, но оторванной от истоков хтианской философии, он предпочитает—причем решительно — традиционный библейский метод, который различает в человеке три уровня, три составляющие: ту, что управляет телесным существованием (anima); ту, что заведует жизнью ума (animus) и ту, что помещается в сердце (spiritus).™
Йог ищет совершенства через уравновешенное взаимодействие этих трех составляющих, от которого зависят гармония и развитость личности, а также уровень ее духовной жизни. Ему представляется, что божественная милость на4-правляет его силы и переносит их действие на высший, сверхчеловеческий, .божественный план. Йог предпринимает все возможное, дабы подготовить свои способности, тело, душу и дух к восприятию той силы, что снизойдет на них свыше. Говоря короче, он желает развиваться на материальном плане и быть хтианином на всех уровнях своего существа.
Йог; хочет, чтобы тело его было здоровым и крепким. Он не ставит себе целью избежать недугов и страданий, если таковые ниспошлет ему Господь, до он знает, что плохое здоровье ограничивает человеческие возможности. Нездоровье (в особенности хроническое) мешает человеку заниматься трудами, которые, по существу, являются земным продолжением дела Господа, но главное •— оно притупляет его высшие способности и ставит под угрозу духовную жизнь, жизнь любви.
Йог стремится быть уравновешенным, даже воздержанным человеком. Он хочет быть свободным. И все йоговские упражнения, от поз и контроля дыхания (об этом я рассказывал выше) до упражнений на внимание и концентрацию, в ходе которой высвобождаются некоторые возможности подсознания (об этом я буду говорить ниже), направлены только на одно: сделать здоровым и крепким человеческий организм, получить от человеческой природы самое лучшее и таким образом обеспечить человеку возможность целиком отдаться жизненным обязанностям индивидуума.
Ознакомившись с некоторыми книгами, излагающими йоговское учение, вы можете решить, что йога отделяет человека от мира, что она требует отдаления — если не отказа — от мира. Не правда ли, что ученик, входящий в комнату, где его ждет коврик для занятий и молитва, оставляет за порогом, вместе с верхней одеждой, все свои дневные заботы и тревога-— весь внешний мир? Разве не отбрасывает он от себя — да мгновение, на час или даже на несколько часов — свои .жизненные обязательства и не отдается, охваченный восторгом, во власть бесконечности, которую именуют Абсолютом, Брахмой, Самостью? Что же потом? Достанет ли ему решимости, облачившись в одежды, вновь взвалить на, плечи скучные дневные обязанности?
Приросшие к своим столам теоретики высказывают эти опасения вполне искренне и не без некоторых, оснований. Я и сам в следующем уроке разделю, до некоторой степени, их тревогу. Здесь же я ограничусь тем, что повторю случайные свидетельства учеников, которые птупали к занятиям йогой с опаской и неожиданно получали обильные плоды.
«Впервые я читала «Хтианскую йогу» настороженно,— пишет работающая женщина, англичанка,— и в конце зато» нырнула книгу в дальний угол комода. Спустя несколько месяцев я вынула -ее и перечитала» надолго задумываясь по ходу чтения. Через неделю я твердо решила взяться, преисполняясь молитвенного духа, за занятия, и стала утром и вечером выполнять некоторые упражнения. Мне понадобилось проявить упорство, поскольку я уже не молода и не обладаю сильной волей. Так я занималась два года. Сегодня я пишу, чтобы вас поблагодарить. Ваша книга оказалась орудием Божьим. Йога приблизила меня к Господу. Ныне я живу с ощущением Его путствия. Свои обязанности, в чем бы они ни заключались, я теперь исполняю с удовольствием. Я не теряю решимости, даже если делаю ошибки или мне недостает терпения. Я покорствую Господу и полагаюсь на Его волю. Я достигла, того смирения, которое от меня требуется».
«Открытие хтианской йоги,—замечает один миссионер из Африки,—событие неординарное; это благословение, в особенности для нас. Хтианская йога значительно облегчила мне умственный труд и медитацию. Я также научился теперь подчинять себе свое живое и изменчивое воображение. Я сделался более общительным н открытым, доволен жизнью я постоянно испытываю эйфорию. Религиозная деятельность привлекает меня теперь сильнее, чем прежде, Я лучше ппособлен с служению Господу и большего от себя требую. Год занятий сделал свое дело! Могу сообщить, что темперамент мой совершенно изменился, я работаю гораздо плодотворнее, чем прежде. Качество моего теперешнего труда с избытком вознаграждает меня за потраченное на занятия время». Еще один отклик поступил от бельгийца, мирянина, Ваша книга чересчур духовна для тех, кто живет в миру. Вы достигли высот йоги. Однако вы монах и принадлежите к созерцательному ордену21. Я человек мирской, женат и ращу троих детей. Атмосфера покоя и безмятежности от меня далека; приходится вести суетливую жизнь и, так сказать, бороться за существование. Так как же? Не стремясь так высоко, как вы, я ожидаю от йоги телесного здоровья, дабы служить Богу и ближним. Здоровье, конечно, вещь очень важная, и мы должны делать все, чтобы улучшить его и сохранить. А потому возьмемся за йогу! Поставим animus под контроль spiritus и одушевим нашу плоть...»
Этот мирянин прав. Йога, которая помогает священнику и миссионеру в молитве и служении Господу; йога, которая облегчает работающей женщине ее Повседневные обязанности и дает ей смирение перед волей Господней; йога, которая преобразует ученика и увеличивает его способность к обучению — эта йога будет полезна и для отца семейства, который трудится, непокладая рук, чтобы вырастить детей. Тем и отличается хтианская йога, что каждый может ппособить ее к своим индивидуальным обстоятельствам, что она не имеет целью в чем-либо ущемить нашу природу, ограничить деятельность или подавить законные устремления — напротив, йога выявляет в нас все лучшее. Она ведет к расцвету наших достоинств, причем не в искусственной среде, а в реальных жизненных обстоятельствах и — разрешите мне это подчеркнуть — на всех планах человеческого существования.
ПРАКТИКА
ДЫХАНИЕ
Упражнение 25. Пранайлма
Вернемся к упражнению 20. Выполняйте его десять минут, но к концу, вместо того чтобы освободить левую ноздрю и выдохнуть обеими, закройте также и правую ноздрю и оставайтесь в этом положении до счета 6. Последовательность действий такова.
Вдохните (через правую ноздрю), счет 6.
Задержите дыхание (обе ноздри закрыты), счет 6.
Выдохните (только через левую ноздрю), счет 6.
Затем немедленно:
Вдохните (через левую ноздрю), счет 6.
Задержите дыхание (обе ноздри закрыты), счет 6.
Выдохните (через правую ноздрю), счет. 6.
Повторите это двойное упражнение, называемое пранай-на (удержание праны). На первый взгляд оно кажется сложным. Но освоившись, вы поймете, что оно простое: вдохнуть через одну ноздрю — задержать дыхание — выдохнуть через другую — вдохнуть через ту же самую ноздрю и т.д. Остановитесь, когда почувствуете малейшую усталость.
ПОЗЫ
Комбинация упражнений 26 и 27. Свеча и Плуг
Сначала выполните в плавной последовательности, без перерывов, позы «Дерево», «Глубокий поклон», «Натянутый лук», «Змея», «Дельфин», «Наклон назад» и «Сложенный лист». Затем лягте и примите позу «Релаксация».
Согните ноги, так чтобы колени оказались над грудью ( 23). Упираясь обеими ладонями, выпрямите ноги и поднимите их вертикально. Одновременно поднимите туловище,
23. «Свеча» (фаза первая)
24. «Свеча» (фаза вторая)
так чтобы оно последовало за ногами и тоже приняло вертикальное положение. Шея согнута, подбородок касается груди. Чтобы поддержать корпус, поднимите предплечья и поместите ладони вблизи лопаток, упираясь в землю локтями. Трудность связана с негибкостью шейных позвонков. Вы обнаружите, что очень нелегко поставить туловище под прямым углом к голове; ноги будут заваливаться назад, чтобы удержать равновесие. Но их нужно привести в вертикальное положение, как показано на 24, иначе поза будет выполнена неправильно.
Быть может, вам будет полезен такой прием. Вначале примите позу «Полусвечи», описанную в упражнении 19 ( 17), а затем попытайтесь привести ноги в вертикальное положение таким образом, чтобы стопы находились над подложечной ямкой ( 25). Постепенно ваши позвонки обретут гибкость, и вы сможете выше поднять седалище и спустить ладони до уровня лопатою Придет день» и вам удастся довести позу да совершенства (как на 24). Не удивляйтесь, если это произойдет лишь через месяц, два или еще позднее. Тем временем, благодаря менее трудной для выполнения «Полусвече», вы не упустите ни одного из преимуществ, связанных с этой позой.
25. «Свеча» (стойка начинающего) ,
26 "Свеча" (промежуточная фаза)
Даже добившись необходимой гибкости, вы не сможете оставаться в этой позе дольше одной-двух секунд. Затем переходите к упражнению под названием <Плуг» (оно показано на 27).
Пальцами вытянутых ног постарайтесь коснуться земли за головой. Со временем вы сможете это делать за счет одной лишь силы тяжести. Снимите ладони с лопаток, пусть ваши руки образуют с головой прямую линию. Чем больше пальцы ног удалены от головы, тем правильнее выполнена поза. Но чтобы это сделать, вам понадобится значительная гибкость шейных позвонков, вкупе с большим желанием.
Один из вариантов состоит в том, чтобы поместить руки за голову, как показано на 28; пальцы ног при этом опускаются на пальцы рук Обратите внимание на то, что грудь согнута — таким образом включается в работу еще один отдел позвоночника.
27, «Плуг»
Итак, мы имеем две «Свечи» ( 24и 25) и два «Плуга» ( 27 и 28). Овладев технике этих упражнений, выполняйте сначала «Свечу» (оставайтесь в этой позе не дольше нескольких мгновений), сразу же после нее «Плуг» (в этой позе задержитесь на некоторое время), а затем снова «Свечу» (в ней тоже задержитесь). В заключение примите «Позу
28. «Плуг» (вариант первый)
равновесия», показанную на 29. Руки отведены назад, ладони повернуты. Вам понадобится некоторое время, чтобы ппособиться, но эта поза очень хороша для расслабления.
Выполняя указанные упражнения, дышите глубоко, но задержек дыхания не делайте.
Выполняя «Свечу» или «Полусвечу», фиксируйте внимание на кровообращении или на подложечной ямке, в лозе «Плуг» концентрируйтесь на щитовидной железе.
29. «Поза равновесия»
Терапевтический эффект. Без сомнения, эти позы оказывают значительное лечебное воздействие. «Свеча» разгружает сердце (в этом ее главное преимущество) и, как и следующий за ней «Плуг», активизирует кровоснабжение щитовидной железы. Она устраняет застойные явления в нижней части живота и сопровождается весьма полезным массажем внутренних органов. «Плуг» рекомендуется как средство от запора, а также помогает удерживать в рамках благоразумия сексуальные аппетиты (хотя вначале он может вызывать эрекцию или даже извержение семени). Эти два упражнения предпочтительно выполнять на ночь (иногда даже в постели, если она не слишком мягкая), поскольку они как нельзя лучше располагают ко сну.
Противопоказания. «Полусвеча», «Свеча» и, прежде всего, «Плуг» требуют осторожного подхода от тех, кто страдает заболеваниями позвоночника. Поза «Наклон назад» может представлять опасность при смещении шейных позвонков. При нарушениях в других отделах позвоночника (особенно в поясничном) она не столь опасна.