:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Шэнъ, Третье Сокровище: Регулировани .. | Дыхание Стоп .. | Нарушения менструального цикла .. | Даосский Омолаживающий Самомассаж: М .. | Часть вторая Практика .. |


Урок четвертый (К чему ведет хатха - йога? продолжение)


К СПОКОЙСТВИЮ И БЕЗМЯТЕЖНОСТИ

«Тот не сознает единства человеческой натуры, кто полагает, что духовные реальности, такие как искушения, грехи или добродетели, бесплотны и гнездятся исключительно

в душе. Без сомнения, они — ив дальнейшем мы еще не раз это подчеркнем — представляют собой нечто большее, чем телесные проявления, и было бы серьезной ошибкой низводить умственную жизнь до уровня физических феноменов. В то же время фатальным заблуждением и самонадеянностью было бы недооценивать влияние плоти, то есть физиологии, на наше настроение и наш нрав — великодушный или эгоистический, мужественный или трусливый. Поскольку, говоря словами святого Фомы (уже процитированными выше), "величие души проистекает из телесного здоровья", нам надлежит — если мы желаем обрести или не потерять моральный самоконтроль — заботиться о своем здоровье; физическая крепость становится моральной обязанностью».18

Эта цитата, принадлежащая хорошо известному в научном мире доктору, поможет вам усвоить мысль, которую я высказал в предыдущем уроке. Теперь вы, вероятно, окончательно убедились, что, как сказано ранее, тело играет немаловажную роль в духовной жизни, что его нужно окружать заботой, культивировать, дабы таким путем воздействовать на душу.

Я уже говорил вам, что та комбинация качеств, та «мужественность», которая делает нас тем, чем мы/являемся, связана с правильным функционированием определенных желез нашего организма. Стимулировать эти железы, сбалансировать их секрецию, значит сделать шаг — большой шаг — к обретению зрелой мужественной энергии. Такова главная цель той системы йоги, которую я вам предлагаю. Но это не все. Йога ведет нас еще дальше.

Нам очень трудно быть самими собой. Мы очень чувствительны, нас слишком легко взволновать. Нас может взволновать — или встревожить — сущая безделица. Еще чаще наши нервы подвергаются испытанию из-за различных событий и превратностей жизни. Жить—это значит расходовать энергию, постоянно совершать усилия. Это «работа». Трудная, утомительная работа. Целый день мы теряем энергию. Силы наши на исходе. К счастью, "Творец даровал нам отдых, чтобы наш организм мог восстановить израсходованные за день силы, чтобы освободить нервную систему от перевозбуждения, к которому постепенно приводят как физические, так и умственные труды. Увы, ночной отдых нередко является таковым лишь по названию. Бывает, сон не приходит совсем, а если приходят, то не всегда здоровый. Рассвет застает нас почти такими же усталыми, какими мы накануне лепта & постель. И все заботы и огорчения, которые донимали нас вчера, остаются с нами и сегодня. Мы начинаем новый день с отвагой, но без запаса сил. Первое же потрясение может нас сломить. И это не удивительно. - Хатха-йога дарует нам отдохновение, спокойствие и мир как телу, так и душе: всему человеку в целом. Она успокаивает нервы, снимает усталость, помогает восстановить силы, полностью перезаряжает организм, прогоняет заботы и, наконец, проясняет ум. При содействии йоги вновь обретает себя человек, полностью отдавший cjboh силы ближним. Таковы факты. Но чем их объяснить?

Чтобы это понять, посмотрим, как живет и что делает йог. В то время суток, когда приверженец физической культуры посвящает десять-пятнадцать минут своим ежедневным тренировкам (упражнения, прогулка в быстром, темпе, тренировка дыхания, а затем традиционный душ), йог не спеша я размеренно проделывает ряд поз, ничуть не более комичных или экстравагантных, чем привычные Западу физкультурные упражнения. Еще одна важная особенность состоит в том, что йог остается в каждой яз этих поз от нескольких секунд до нескольких минут (для различных поз это время разное). Он стоит прямо, до предела вытянув поднятые над Валовой руки, затем без резких движений наклоняется вперед. Он держит свое тело под строгим контролем, каждый его жест тщательно взвешен, мышечные усилия словно бы анализируются и рассчитываются. Вот йог упер ладони в землю и приблизил голову к коленям. Сконцентрировав свои •мысли, он стремится стать подобным луку, натянутому так сильно, что концы его встречаются. На Востоке эта поза называется «Поклон солнцу». Проходит несколько секунд, йог медленно разгибается и, описывая руками большой круг, возвращается в исходное положение.

За наклоном и напряжением следует отдых, еще более эффективный оттого, что ему предшествовали значительные усилия. По мышцам, нервам, всему психическому организму пробегает благодатный ток. Вслед за телом расслабляется душа, охваченная блаженным чувством легкости.

«Глубокий поклон» великолепно подходит для начала занятий. В уроке третьем, тем не менее, я предварил его упражнением, совершенно иным по своему смыслу и воздействию — это упражнение на равновесие, не связанное с «динамикой». Однако поза «Дерево», которая вам уже известна, приносит занимающемуся именно то, что она собой изображает. Иными словами, это одно из тех упражнений, которые выполняются с целью придать телу то положение, в, какое желательно привести душу и дух. Позвольте объяснить, что я имею в виду.

Представьте себе, что я, до той или иной причине, обеспокоен. Это вызывает нервное возбуждение. Или вообразите, что я отвлекся мыслями от действительности, фантазия моя блуждает. В результате я не способен ни работать, ни молиться. Но если я смогу взять себя в руки, побороть нетерпеливость и придать своему телу стабильность, заставив его на короткое время принять позу, требующую равновесия, я тем самым сообщу некоторую неподвижность и душе; я даю ей устойчивость и устраняю то, что ее тревожит. Я привлекаю ее внимание к действию, ей, казалось бы» чуждому, но, тем- не менее, подчиняющему ее себе.
Мое существо хорошо уравновешено и устойчиво, а также и возвышенно. Я держусь прямо, Я ограничил до минимума свой контакт с землей (стою на одной ноге). Руки я соединяю, а затем поднимаю вверх. То же происходит и с душой. Все во мне перегруппируется» все устремляется в небеса.

Возьмем другое упражнение, пока вам неизвестное — -«Столб».

Оно представляет собой стойку на голове, с опорой на лоб и предплечья; ноги и туловище вытянуты в одну линию.

Из всех йоговских упражнений это наиболее выразительно выглядит; кроме того, оно более всех других требует старания и упорства, если выполнять его правильно. Нужны характер и энергия, поскольку для успеха приходится победить самого себя и свою робость. Поэтому оно в высшей степени эффективно для выработки характера. Но это еще не все. Давая отдых сердцу (его труд существенно экономится, поскольку кровь совершает обратный путь под действием силы тяжести) и устраняя усталость (поскольку возбуждается мозг), эта поза освобождает человека от двух, на первый взгляд противоположных, комплексов. Она постепенно избавляет от страха и формирует превосходное чувство равновесия. Подняв нога в воздух и вытянув, но без напряжения, туловище (которое, собственно говоря, при этом отдыхает, поскольку обратная позиция более всех других подходит для отдыха), вы по-настоящему ощущаете свое тело, вы чувствуете, что владеете собой, контролируете себя. Вас омывает волна спокойствия. Люди робкие, заторможенные расстаются с мучительным «комплексом неполноценности». Напротив, гордые, чересчур самоуверенные преисполняются смирения. Когда стоишь на голове, нужно смириться с тем, что твои телодвижения могут показаться смешными. Таким образом, эта поза способствует смирению. Она возносит человека до небес, но в позе, обратной тем, в которых он привык гордо- красоваться. Подобно «Дереву» поза «Столб» является «знаковой» и дает именно ть, что собой означает.

«Глубокий поклон», «Дерево» и «Столб» - три позы приносящие йогу — если это только возможно— награду более драгоценную, чем физическое равновесие, о котором шла речь в предыдущем уроке, а именно: спокойствие, мир и хладнокровие— определенно владение собой. «Змея», «Натянутый лук», «Плуг» и «Растяжение спины» также оказывают успокаивающее действие благодаря некоторым факторам, которые устраняют раздражительность, нервное напряжение и т.п.

Это эффект чисто негативный. Йогам известно нечто лучшее: «Шанти» — сложный комплекс, состоящий из равновесия, веры в себя, спокойной твердости, силы — или, скорее, энергии — и истинного хладнокровия.

Думайте об этих полезных результатах, когда будете заниматься. Все они придут в свое время, медленно, но верно. Будьте благоразумны, никогда не теряйте терпения. Но всегда ясно сознавайте, что в вас происходит, дабы извлечь из этого пользу. Скажите себе очень четко: во время занятий моя душа отрезана от внешнего мира, отрезана от самой себя (памяти, забот и тревог) и занята только тем, что получает все возможные преимущества из целого ряда феноменов, проявляющихся в теле: из того, что улучшилось кровообращение, устранены застойные явления в некоторых органах, получили толчок или, наоборот, отдых нервы и мускулы, тонизирован мозг, прочищены дыхательные пути и легкие, успокоен "ум, стимулированы железы внутренней секреции и т.д. Эти феномены проявились в теле, однако они влияют, воздействуют на душу. Это факторы физиологической жизни, но в равной мере и жизни души (ума и духа). Мир, великое спокойствие, «Шанти» (Песнь) внутренней жизни йога — это лишь эхо тех процессов, в которых участвуют одновременно душа и тело — одно вместе с другим, одно ради другого и одно в другом. Этот союз (как я уже упоминал, «йога» означает «соединение») самых различных элементов нашей со* ставной натуры ведет (неосознанно, но тем более уверенно) к полному развитию тех качеств, которые составляют нашу человеческую сущность. А теперь за дело!

ПРАКТИКА

ДЫХАНИЕ

Упражнение 20. Чередующееся дыхание

Оно состоит « том, что вдыхать я выдыхать нужно попеременно т» одной, то другой ноздрей. Идеальная поза дня это-то упражнения — «Совершенная»; она вам еще не знакома. Поэтому занимайтесь стоя, на коленях или лежа на спине.

Поместите указательный и средний пальцы правой руки на переносицу. Большим пальцем зажмите правую ноздрю, затем вдохните через левую, считая до 4, 5 или б (в зависимости or ритма, который вы выбрали). Сразу же после этого отпустите правую ноздрю я выдохнете через обе ноздри, придерживаясь тяг» же ритма. Безымянным пальцем и мизинцем зажмите левую ноздрю я вдохните через правую; ритм сохраняйте тог асе: 4,5 или 6.

Повторите левая ноздря (вдох), обе {выдох), правая (вдох), обе (выдох).

Проделайте это упражнение пять или шесть раз подряд. Если хотите, можете выдох (через обе ноздри) сделать более длительным.

Индийцы утверждают, — и наука с ними согласна—что жизненная энергия (которую они называют праной), проникающая в наш организм с вдыхаемым воздухом, имеет заряд. Существует негативная прана, погорая поступает только через левую ноздрю, и позитивная—поступающая только через правую. Чередующееся дыхание — составная часть пранайямы, к которой мы обратимся несколько позже — представляет собой приложение этой теории.

ПОЗЫ

Начните с того, что выполните в комбинации (как я вас учил) позы предыдущего урока: «Щерево», «Глубокий поклон», <<3мею». и «Дельфина». Но между последними двумя вставьте позу, известную под названием «Натянутый лук».

Упражнение 21. Натянутый лук

Три раза вы приподнялись на выпрямленных руках («Змея»); три раза глубоко вдохнули, поднимаясь, и выдохнули, возвращаясь в исходное положение; три раза вы поворачивали петли позвоночника; и наконец, три раза растягивали свой живот (мышцы и внутренние органы). А теперь вы •ржите на полу ничком, полностью расслабившись, и глубоко дышите, делая паузы между выдохом и вдохом.

Согните ноги, так чтобы голени коснулись бедер. Изогнитесь назад и крепко схватите рукой сначала одну лодыжку, потом и вторую. Колени держите слегка разведенными, приподнимите голени, сильно оттягивая руки ( 18).

18. «Натянутый лук» (фаза первая)

Живот остается на земле, но грудь приподнимается тем выше, чем сильнее оттянуты руки. Голову отведите как можно больше назад. Ваше тело похоже теперь на натянутый лук,, руки и голени можно сравнить с тетивой. Постарайтесь удержаться в этой позе несколько секунд, не дыша; затем отпустите сначала одну ногу потом вторую и возвратитесь в исходное положение. Это упражнение нужно сделать только один раз.

Если вы хотите выполнить эту позу безупречно правильно, вам придется держать голени вертикально или почти

19. «Натянутый лук» (фаза вторая)

вертикально ( 19); при этом усилия приходятся на позвоночник (как в позе «Змея», вторая фаза), которому помогают только руки, оттянутые ногами. Это, конечно, трюк. Неплохо, однако, при первой же попытке иметь в виду правильный вариант этой позы.

«Натянутый лук» оказывает то же воздействие, что и «Змея», только более выраженное. Следовательно, и в этом случае люди, страдающие заболеваниями позвоночника или почек, должны соблюдать известную осторожность. Поза может вызвать эрекцию — легкое неудобство, которое обычно исчезает — или даже выделение мочи. Оставайтесь в этой позе дольше, чем необходимо. Если возникнут какие - либо затруднения, исключите ее.

Упражнение 22. Дельфин

После «Змеи» и «Натянутого лука», требующих усилий, «Дельфин» (упражнение 4, стр. 21) дает возможность отдохнуть. Он дополняет обычные периодах расслабления, которые вы уже ранее вставляли в паузы между позами (лежа ничком с вытянутыми вперед руками).

Если вы не слишком устали, сделайте «Полунаклон назад» (упражнение 11, стр. 37), а затем «Растяжение спины» (упражнение18,стр. 49) и «Растяжение лона».


Упражнение 23. Растяжение лона

Сядьте, ноги вытяните вперед. Широко разведя бедра, согните колени и сведите вместе ступни. Затем, пропустив руки •йод бедрами, обхватите ими лодыжки с внешней стороны (20).

20. «Растяжение лона» (фаза первая)

Наклоните туловище вперед и уроните голову, словно бы стараясь лбом коснуться пяток ( 21). Успех придет далеко не сразу, но будьте упорны, и в один прекрасный день упражнение вам удастся.

Существенно важно ноги выдвинуть вперед, увеличить

расстояние между бедрами и приблизить колени к земле.

Локти должны касаться земли, предплечья—лежать на земле вдоль голеней. Если необходимо, выдвиньте ноги немного



21. «Растяжение лона» (фаза вторая)

 

вперед (при этом они слегка раздвинутся, а ступни разведутся вверх). И все в порядке! Или почти в порядке!

На насколько напрягаются при этом наружные половые органы! Несколько недель занятий —и положение улучшится, и вы, уверен, полюбите это упражнение, которое объединяет в себе «Растяжение спины» (а точнее — растяжение позвоночника) и «Растяжение лона».

В начале занятий поза «Растяжение лона» иногда возбуждает половые железы. Я хочу вас от этого предостеречь.

Тем, кто соблюдает безбрачие, не следует злоупотреблять этим эффектом.

Упражнение 24. Поза релаксации

После немалого количества сгибов и растяжений более уместна поза, называемая «Релаксация» ( 22).

Умение расслабляться — это искусство. Мы все «напряжены», постоянно растянуты. Даже когда мы, отдыхая, «растянемся» в кровати или в кресле, мы не расслабляемся, не достигаем полной и сознательной релаксации. Тем более мы не умеем расслабиться в часы работы. В зависимости от того, какой работой мы заняты, мы принимаем веселый или печальный вид, выглядим занятыми, озабоченными или даже равнодушными ко всему окружающему. Если мы пишем, сосредоточенность ума заставляет нас напрягать лицевые мускулы. Мы редко бываем «естественны». Попробуйте вытянуть вперед руку, но, так сказать, предоставьте ее самой себе. Пусть кисть свисает, свободно болтается, пальцы пусть расположатся как им удобно. Приемлемый результат у вас получится, вероятно, только после нескольких попыток: пальцы у вас затекут, вы обнаружите, что вам трудно удержать их в неподвижности; они начнут двигаться без вашего участия;


22. «Релаксация»

однако кисть будет оставаться расслабленной. Всякий, кто добьется такого эффекта, без сомнения, это осознает.

Время от времени вы сможете расслаблять не только кисть руки или лицо, но и все тело. Это один из путей, одно Упражнение из многих — одно из труднейших, как я вам уже говорил.

Лягте плашмя на коврик или на землю (кровать не подходит); ноги держите вместе или слегка разведите; руки положите вдоль боков, ладонями вниз (или вверх, если вам так больше нравится; поупражнявшись, вы узнаете, какая позиция вам более удобна). Ничто не должно давить на талию. Потом вам нужно будет «отдавать приказы» мышцам. Начиная с головы, переберите последовательно все главные мускулы вашего тела. Концентрируйтесь на каждом из них и произнесите шепотом или даже в полный голос: «Отдыхай, освобождайся, еще, еще...» Обращайтесь к мышцам во время выдоха или приостановив дыхание, когда легкие пусты. Когда дойдете до «стоп», вернитесь к голове и начните сначала. Повторите это дважды; если понадобится — три раза. Со временем вы сможете расслабляться, не отдавая приказов. Стоит вам занять нужную позицию, и вы почувствуете, что сбрасываете напряжение. Индийские йоги говорят, что тело должно быть «как связка мокрого белья».

Очевидно, что это означает полную неподвижность. Пусть рот будет приоткрыт, нижняя челюсть бессильно повиснет. У вас будет глупый вид—не обращайте внимания. Попытайтесь поднять руки: они должны бессильно упасть обратно. Это будет знаком, что вы действительно расслабились. Возможно, вы почувствуете, когда будете ложиться, что сердце у вас забилось сильнее обычного. Пусть себе бьется. Плушайтесь к нему. Вскоре оно успокоится. Или вы ощутите пульсацию в височных артериях, «словно при мигрени...»

Упражнение займет добрых десять минут. Для полного расслабления потребуется довольно много времени, особенно вначале. Таким образом можно расслабляться каждую ночь перед сном.




Похожие по содержанию материалы:
Цзин, Второе Сокровище: регулирование тела ..
Дыхание Даньтянь ..
Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание — Часть Вторая ..
Девятая неделя Обратное Дыхание ..
Шэнъ, Третье Сокровище: Регулирование Сознания ..
Дыхание Стоп ..
Нарушения менструального цикла ..
Даосский Омолаживающий Самомассаж: Массаж Солнечного Сплетения ..
Часть вторая Практика ..
Сексуальное Гунфу: Сжимание Мошонки и Яичников ..
Тринадцатая неделя ..
Сексуальное Гунфу: Силовой Замок ..
Первая неделя Ци Дыхание ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Урок пятый (К чему ведет хатха - йога?)

ТЕОРИЯ

К РАЗВИТИЮ НА МАТЕРИАЛЬНОМ ПЛАНЕ

Недавно я задал вам довольно нескромный вопрос: «Вы «человек? Мужчина? Проявляете ли вы мужественность в поступках?»

Сегодня я иду дальше. Я спрашиваю: «Вы хтианин? Юре просто крещеный, не просто верующий, а человек, ведущий истинно хтианскую жизнь?»

Как и в третьем уроке, я не намерен здесь более или менее .. читать далее




Урок шестой (К чему ведет хатха-йога?)


ТЕОРИЯ
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ ХТИАНИНА

Необходимо понять, что йога — йоговские позы и в особенности дыхательные упражнения — непроизвольно высвобождает большие количества энергии. И я не собираюсь удивить вас, подчеркнув, что именно здесь кроется ее опасность. Собственно говоря, если эта энергия не находит выхода или, точнее, если она не расхо .. читать далее




Урок седьмой (жизнь йога)

ТЕОРИЯ
ДЕЙСТВЕННОЕ ПУТСТВИЕ

Мы узнали, что такое йога и куда она ведет своих адептов. Теперь мы проникнем в жизнь йога и обратимся к искусству более сложному, чем позы, и сравнимому с контролем дыхания. Это искусство думать, размышлять, концентрироваться, а первым шагом к нему является искусство путствовать в том* что ты делаешь.

Нет таких внешних признаков, .. читать далее




Урок восьмой (Жизнь йога)


ТЕОРИЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ

Не освоив таких, поз, как «Свеча» или «Полный наклон назад», можно, тем не менее быть хорошим йогом. С другой стороны тот не переступил еще порога йоги истинной йоги — кто не научился фиксировать свой ум на какой-либо идее, концентрироваться, медитировать, следуя при этом твердым правилам. Поэтому так важен данный урок, .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100