В заключение мне хотелось бы снабдить вас возможно более полной жизненной программой. Разумеется, я предполагаю, что в ходе предыдущих уроков вы пришли к выводу, что йога,— истинная йога, освобожденная от ее более или менее магических и эзотерических элементов,— может сыграть в вашем существовании важную роль; что йога является формой аскетизма — ппособленной к вашему темпераменту и вашим человеческим и хтианским устремлениям. Я надеюсь также, что вам абсолютно ясна цель этой аскетической практики (чтобы быть уверенными, можете прочесть один или несколько раз текст пятого и шестого уроков), и что вы решили сделать свои ежедневные занятия инструментом подлинного развития, как на материальном, так и на духовном плане. Прежде всего разрешите вас предупредить, что после некоторого времени занятий небезопасно будет полностью отказаться от йоги. Йога вырабатывает у нас определенные привычки: она очищает нашу природу, возвышает нас и развивает. Отказ от нее означает падение назад... Разумеется, если цель ваших занятий «быть в хорошей форме» (по йоговским критериям), то вам совсем не обязательно придерживаться предложенной мной программы; вам нужна из нее только часть — небольшая часть; но даже ограничиваясь немногим, сохраняйте верность йоге и выполняйте хотя бы часть из того, что я беру на себя смелость вам рекомендовать.
ДВА ЗАНЯТИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Выполняйте за день два комплекса упражнений; два занятия должны различаться по характеру и значимости: трудоемкое утром и расслабляющее вечером.
Утром
Не занимайтесь сразу по пробуждении: как правило, многие упражнения в это время даются с трудом. Вы еще не совсем проснулись. Ваши мускулы вялы, ум—тем более. После душа или ванны, а также чашки чая или некрепкого кофе, некоторые приходят в себя. Тем лучше. Остальные могут птупить к занятиям в первую удобную минуту—но, разумеется, до завтрака или через некоторое время после него.
Упражнения нужно выбрать довольно трудные — по возможности такие, которые нагружают все железы и значительную часть мышц.
Начните со «Столба» (урок восьмой) и стойте в этой позе несколько минут, но если почувствуете, что теряете .равновесие, сразу останавливайтесь.
Затем проделайте «Глубокий поклон» (вариант первый, если возможно: урок девятый, стр. 125), «Треугольник» (урок шестой, стр. 86-87 и девятый, стр. 127), «Дерево» (вариант первый, урок девятый, стр. 125) и даже «Согнутое дерево» (урок девятый, стр. 126), «Змею» (урок второй, стр. 36 и девятый, стр. 128), «Дельфин» (урок первый, стр. 21), (полный наклон назад» вместе со «Сложенным листом» (урок шестой, стр. 87-88).
Эти шесть или семь упражнений займут у вас, вероятно, минут десять. За это время получат приток крови и тренировку мозг, шишковидная железа, тимус, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, позвоночник.
Затем примите одну из известных вам сидячих позиций (урок седьмой, стр. 98 и далее); расслабьте мускулы лица и рук; отдыхайте. Вы должны испытывать удовольствие. «Остановите» глаза на чем-нибудь (урок седьмой) или сконцентрируйтесь (урок восьмой). Сидите так пять минут, десять, если есть время. Возможно, этого будет достаточно, но некоторым захочется предаваться такой немой молитве подольше.
Разумеется, можно выбрать и другую позу — «Плуг» (урок пятый), например, «Растяжение спины» (урок третий) или «Растяжение лона» (урок четвертый) и дополнить их пра-найямой. Великолепная формула: два-три упражнения, которые следует выполнить тщательно, но довольно быстро. Немного поизучайте себя и сделайте выбор. Время от времени варьируйте программу (дабы избежать рутины!).
Воспользуйтесь абсолютным спокойствием, которое на вас снисходит, чтобы принять грядущий день. Это подходящий момент, чтобы заранее охотно примириться со всеми событиями, которые вам предстоят. Уверен, что после недели таких занятий вы почувствуете, что они сказались на вашей повседневной работе, какой бы тяжелой она ни была.
Вечером
Вечером можно заниматься перед сном или же сразу после возвращения с работы. Смысл в том, чтобы подготовиться ко сну, прийти в совершенно спокойное состояние; избавиться от всех тревог, дабы воспользоваться предстоящей ночью, а также последними дневными часами для восстановления сил.
Выберите те позы релаксации, которые вам подходят. Я бы предложил комбинацию из различных вариантов «Свечи» и «Плуга», описанных в уроке пять, стр. 72, а в заключение — упражнение на равновесие ( 29). Полезно также выполнить «Растяжение спины» (урок третий, стр. 49), а усложнить эту позу можно таким образом: сядьте, вытянув ноги перед собой и широко разведя их в стороны; согните одну ногу и поместите стопу под противоположную ягодицу; пятка должна глубоко уйти в паховую складку. Поднимите руки и медленно наклонитесь как можно ниже, так чтобы лбом почти коснуться колена вытянутой ноги. На несколько секунд задержите дыхание, а затем снова примите сидячее положение. Начните снова с другой ноги.
После этого рекомендуется поза «Релаксация» (урок четвертый, стр. 62). И сон придет сам собой — поистине освежающий сон.
Также поможет вам хорошо отдохнуть поза «Столб» (урок восьмой, стр. 115) — превосходное упражнение для наших целей.
Не удивляйтесь и не тревожьтесь, если после полутора или даже года занятий вам будут удаваться не все упражнения этих двух комплексов — нагружающего и расслабляющего. И не падайте духом, если не сможете заниматься по полной программе каждый день. Мой вам совет: немного позанимайтесь утром и немного вечером в том духе, как я указал. Время от времени запирайтесь в комнате, пусть это даже не совсем удобно (лучше поздно, чем никогда), и проделывайте полный комплекс, со всеми позами данного курса. Я сам, со своим семилетним опытом, иногда, воображая себя новичком, делаю этот комплекс и к концу занятий чувствую усталость. Никогда не переставайте испытывать себя...
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...
Не упускайте случая попрактиковаться. Я иногда работал, читал, а также писал в «Совершенной позе» или позе «героя». Этот трюк доступен не всем — для нас, европейцев, он труден.
Где бы вы ни были — в конторе, на улице — не забывайте время от времени расслабляться. Научитесь давать отдых глазам, останавливая их на каком-нибудь предмете, учитесь слушать, осязать, чувствовать, впитывать в себя приятные впечатления.
Когда предоставляется возможность, ходите по-восточному: очень прямо, раскрыв и обратив вперед ладони. Шагайте ритмично и полностью осознавайте тот факт, что идете. Когда поднимаетесь по лестнице, вначале ставьте на ступеньку пятку, а затем уже всю ступню. Это существенно менее утомительно, чем ступать с носка. Будьте внимательны к расслаблению и сокращению ножных мышц и сухожилий.
Два-три раза в течение дня задумывайтесь о своем дыхании, но не утомляйте себя понапрасну многократным повторением пранайямы — это может нанести и вред здоровью.
Вы станете устойчивей к простуде — решительно избавляйтесь от лишней одежды и белья. Пусть ваша кожа свободно дышит; не нужно чересчур кутаться. При необходимости согревайте себя дыхательными упражнениями. У вас пропадет желание бежать за пальто.
Любую работу выполняйте хорошо и тщательно — отдавайтесь ей целиком. Даже самый убогий, механический, идиотский труд можно сделать интересным и обратить в отдых. Исключите из своего лексикона фразы типа «с ног валюсь», «ну и скучища» и прочие, выражающие вполне естественные человеческие чувства. Дела будут идти то лучше, то хуже... Помех может возникнуть множество! Ваша задача —- их нейтрализовать.
ПИТАНИЕ
Всего несколько слов.
Следует ли нам разделить принципы индийских свами и отказаться от животной пищи? Индийцы — в особенности индуиты — поступают так лишь поскольку питают уважение ко всему живому. (Но разве растения не живые существа? Разве у них нет души, в том смысле как индийская философия трактует это понятие?) Они вегетарианцы по своим религиозным убеждениям. Не думаю, что необходимо в этом за ними следовать, даже если мы, исходя из иных соображений, желаем перейти к более умеренному питанию.
Пусть каждый поступает как хочет, а главное, как может. Я приучился поститься практически постоянно; утренняя гимнастика заменяет мне завтрак (воздух питает). Таким образом, я ограничиваюсь минимальным количеством твердой пищи. Но я очень много пью по утрам — воды или некрепкого чая. Это очищает тело.
В вопросе питания старайтесь придерживаться тех привычек, которые, судя по опыту, идут вам на пользу.
ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ — ДЕНЬ МОЛЧАНИЯ
Все мастера духовной жизни повторяют этот совет: через длительные и, желательно, регулярные интервалы времени устраивайте дни абсолютного молчания. «Дни воспоминаний»!
«Подкрепите пост молчанием. В эти дни не говорите никому ни слова. На обращения отвечайте жестом, в случае необходимости — пишите. Невозможно себе представить, насколько полезна такая практика, пока ее не испробуешь. Из всех приемов аскетизма этот более других успокаивает ум, подобно тому, как шерсть действует на тело, сохраняя его собственное тепло».— Ланца дель Васто, «Принципы и правила возвращения к очевидному» (Париж, 1945), стр. 53. Обычно, чтобы хранить молчание, приходится избегать общества, изолировать себя. Не правда ли, это доступно всем нам, по крайней мере иногда? Вместо так называемого отдыха в городе, за утомительными зрелищами, попробуйте посвятить день прогулке. Отправляйтесь в путь до завтрака, возьмите с собой кусок хлеба. Пмотрите какое-нибудь спокойное, приятное местечко, где ваш взгляд сможет по-настоящему отдохнуть, наслаждаясь красивым пейзажем. Оставьте мысли о повседневном труде и заботах. «Сегодня я буду гулять. Сегодня я не произнесу ни слова!» Великолепная возможность проделать полный комплекс йоговских упражнений на открытом воздухе, вдали от людей и шума.
НЕ УПРОЩАЙТЕ СЕБЕ ЖИЗНЬ
Или, если предпочитаете,— избегайте рутины. В девятом уроке я предупреждал вас о том, что занятия, дающиеся чересчур легко, перестанут, возможно, приносить плоды. Та же рутина способна потихоньку проникнуть и в наши жизни и превратить в банальность самые возвышенные занятия. Быть йогом значит избегать рутины, с вниманием и старанием подходить к тому, что делаешь, «действенно путствовать», вкладывать всего себя в выполняемую работу, оставлять «живой след бьющегося сердца на сделанном деле, на изреченном слове, на всем, что творишь и выражаешь» (сравни урок седьмой). Йоговские упражнения делают нашу жизнь легче; во всяком случае, такова одна из целей, которые они преследуют. Вернитесь к тексту первого урока. Но если занятия приносят вам умиротворение, если они, по своей природе, смягчают наш нрав, они, позвольте заметить, не освобождают нас от необходимости делать усилия, дабы -благодаря этой самой мягкости, этому глубокому душевно му миру — достичь совершенства в выполнении своих человеческих и хтианских обязанностей. Йоговские упражнения помогают нам обрести свое «я»; три составляющих нашей личности (тело, душа и дух) начинают работать вместе, как единое целое. Но это единство, это «соединение» («йога») должно перерасти в другое единство — единство любви. Йог — это человек любящий, умеющий любить; он смотрит вокруг с симпатией, он стремится хоть в малой степени взглянуть на мир так, как глядит Господь, а значит — в своих деяниях всегда руководствоваться любовью.
И, быть может, именно этой любви, этой живой симпатии будет недоставать в облегченном за счет занятий йогой существовании — именно здесь йога не достигнет своей цели. Я знал йогов, которые прекратили занятия,— по крайней мере, регулярную практику — когда поправили свое здоровье и излечились от недостатков. Роковая ошибка! В результате некоторые из них почувствовали себя даже хуже, чем прежде. Йога бесконечна. Она открывает дверь в мир беспредельного совершенствования. И если она делает жизнь легче, то лишь для того, чтобы мы, воспользовавшись этим, лучше реализовали себя.
Поэтому никогда не отказывайтесь от своего нового образа жизни. Посвятить себя йоге — это все равно что принять монашеские обеты или обратиться в хтианство. Вы вносите в свою жизнь принцип совершенствования, вы, если хотите, принимаете эту веру и, так сказать, не оставляете за собой права от нее отречься.
Нашему чудесному миру недостает хтиан, потому что в нем мало настоящих людей. Хтианская система йоги ставит себе целью вновь заселить эту землю хтианами, людьми с совершенными человеческими качествами. Вы слышали этот зов? А если так, готовы ли на него откликнуться?
Именно потому, что рассчитываю на утвердительный ответ, я выработал эту — возможно, чересчур суровую,— жизненную программу; но, созидая свою жизнь, можно ли жалеть усилия?